25 декабря 1979 года пограничную реку Амударья перешли наши десантники. Им была поставлена задача обеспечить беспрепятственный проход советских войск в Афганистан.
В этот же день началась переброска воинских подразделений на аэродромы Кабула и Баграма. Так началась Афганская война, которая продолжалась до 1989 года. Когда в цинковых гробах останки наших солдат и офицеров стали возвращаться на Родину, пришло понимание, что означает страшный военный термин «груз 200». Его, этого «груза», будет много. За 9 лет, 1 месяц и 19 дней войны в стране гор и раскалённого от жары песка погибли 14 427 наших солдат и офицеров, 579 сотрудников КГБ, в том числе 514 военнослужащих пограничных войск, 28 сотрудников МВД. Из общего числа 9 511 были убиты в ходе боевых действий, 2 386 умерли от ран, остальные – от различных болезней. При этом 417 военнослужащих Советской Армии пропали без вести или оказались в плену. К счастью, часть из них удалось освободить.
Всего через горнило этой «странной» войны прошло около 500 тысяч советских солдат. Из них без малого 50 тысяч получили ранения, 6 669 стали инвалидами. Тем не менее, до сих пор необъявленная война остаётся и неизвестной войной. Во времени СССР правду о ней тщательно скрывали, даже во времена горбачёвской так называемой «гласности».
Существует мнение, что ввод войск был вызван необходимостью: надо было обеспечить безопасность СССР и сохранить свои политические позиции в мире. Военные историки и вовсе уверены, что если бы мы не ввели в Афганистан свои войска, то их ввели бы американцы.
Не будем спорить. Давайте посмотрим, как это происходило. В марте 1979 года вспыхнул мятеж в городе Герат. Именно тогда афганское руководство впервые обратилось к СССР с просьбой о прямом военном вмешательстве. Чтобы пресечь кривотолки о скором согласии на просьбу афганцев, скажем, что таких обращений было 21. Комиссия ЦК КПСС по Афганистану долго стояла на той позиции, что прямое советское вмешательство будет иметь негативное последствие. Поэтому просьбы под различными предлогами отклоняли.
На заседании Политбюро ЦК КПСС, которое состоялось 19 марта 1979 года, Леонид Брежнев заявил: «Был поставлен вопрос о непосредственном участии наших войск в конфликте, возникшем в Афганистане. Мне думается, что нам сейчас не пристало втягиваться в эту войну. Надо объяснить афганским товарищам, что мы можем помочь им всем необходимым. Но участие наших войск может нанести вред не только нам, но и прежде всего им».
Однако гератский мятеж заставил советское руководство принять дополнительные меры. Было проведено, в частности, усиление наших войск у советско-афганской границы. Началась подготовка к возможному десантированию в эту страну. Возросло число военных советников в Афганистане: с 409 человек в январе до 4500 к концу июня 1979 года.
Между тем ситуация в Афганистане стремительно накалялась. В сентябре 1979 года по приказу Хафизуллы Амина, захватившего власть, был арестован и затем убит лидер НДПА Нур Мохаммад Тараки. Советское руководство всерьёз забеспокоилось. У него возникли опасения, что дальнейшее обострение ситуации в Афганистане приведёт к падению режима НДПА, более того, к приходу к власти враждебных Советскому Союзу сил. Тем более, что стала достоянием гласности информация о связях Амина с ЦРУ и тайных контактах его посланцев с американцами уже после убийства Тараки.
После детальных обсуждений было принято решение начать подготовку свержения Амина и замену его более лояльным к СССР лидером. Таким нашим руководителям виделся Бабрак Кармаль, тем более, что его кандидатуру активно продвигал председатель КГБ Юрий Андропов.
В начале декабря 1979 года в Баграм был направлен так называемый «Мусульманский батальон», представлявший собой отряд особого назначения, сформированный в недрах Главного разведывательного управления из бойцов среднеазиатского происхождения. Отряд был создан летом 1979 года для выполнения в Афганистане задач особой важности. Бойцы отряда успешно внедрились в охрану Амина, что значительно облегчало предстоящий штурм его дворца.
12 декабря 1979 года на заседании Политбюро ЦК КПСС было принято решение о вводе советских войск на территорию Афганистана. Больше других противился этому Председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин. Уже на следующий день, 13 декабря, будет сформирована Оперативная группа Министерства обороны по Афганистану. А 14 декабря в Баграм направят гвардейцев парашютно-десантного полка для усиления находящегося там батальона полка 105-й воздушно-десантной дивизии. Ещё через 10 дней на территории ДРА заняли свои позиции отдельный разведывательный и десантно-штурмовой батальоны. Одновременно с этим шла переброска частей на аэродромы Кабула и Баграма. В Кабуле были взяты под особый контроль аэропорт, правительственные учреждения, афганские воинские части и штабы, заблокированы афганская авиация и батареи противовоздушной обороны. В Баграме, помимо всего, была обеспечена охрана Бабрака Кармаля, которого к тому времени с группой сторонников уже доставили в Афганистан.
Всё шло строго в соответствии с разработанными ранее оперативными планами. 27 декабря стремительным броском в течение 40 минут был взят штурмом дворец Амина, сам он был убит. Бабрак Кармаль, прибывший из Баграма в Кабул, выступил по радио с обращением к афганскому народу и провозгласил «второй этап революции».
Пребывание советских войск в Афганистане разделили на четыре этапа:
с декабря 1979 по февраль 1980 года - ввод советских войск в Афганистан,
с марта 1980 по апрель 1985 - ведение активных боевых действий, работа по реорганизации и укреплению вооружённых сил ДРА,
с апреля 1985 по январь 1987 - переход к поддержке афганских войск советской авиацией, артиллерией и сапёрными подразделениями, а также частичный вывод войск с территории страны,
с января 1987 по февраль 1989 — участие в проведении политики национального примирения. Полный вывод советских войск.
Первым в истории Афганской войны боевым столкновением наших бойцов с душманами считается наступление в ходе рейда трёх советских батальонов ВДВ в провинции Кунар с 29 февраля по 12 марта 1980 года. Десантники потеряли в этой схватке 37 боевых товарищей, 26 получили ранения, один пропал без вести. Общие потери в ходе рейда составили 52 убитых и 43 раненых.
Одним из самых кровопролитных эпизодов в истории Афганской войны стал ожесточённый бой у кишлака Шаеста в Машхадском ущелье Кишим провинции Бадахшан. Здесь попали в огневую засаду против крупной группировки моджахедов воины разведывательного батальона и миномётной батареи 201-й Гатчинской мотострелковой дивизии. Они выдержали оборону, но потеряли 49 бойцов, а ещё 48 получили ранения.
Насколько сложной оставалась ситуация все годы военных действий, можно судить по такому факту. На заседании Политбюро ЦК КПСС, состоявшемся 13 ноября 1986 года, Михаил Горбачёв заявил: «В Афганистане мы воюем уже шесть лет. Если не изменить подходы, то будем воевать ещё 20-30 лет».
И уж совсем категорично высказался начальник Генштаба Вооружённых сил СССР маршал Советского Союза Сергей Ахромеев: «Нет ни одной военной задачи, которая ставилась бы, но не решалась, а результата нет. Мы контролируем Кабул и провинциальные центры, но на захваченной территории не можем установить власть. Мы проиграли борьбу за афганский народ». На этом же заседании была поставлена задача вывести все войска из Афганистана в течение двух лет.
14 апреля 1988 года при посредничестве ООН в Швейцарии министры иностранных дел Афганистана и Пакистана подписали широко известные ныне Женевские соглашения, которые предусматривали порядок политического урегулирования ситуации в ДРА. Гарантами соблюдения договоренностей выступали СССР и США. Советский Союз принимал на себя обязательство о выводе своего контингента, а США и Пакистан не должны были оказывать поддержку моджахедам.
С 15 мая по 15 августа 1988 года был реализован первый этап вывода советских войск из Афганистана. 15 февраля 1989 года советские войска были полностью выведены из Афганистана. Руководил выводом советского контингента генерал – лейтенант Борис Громов.
Точное число погибших в войне афганцев до сих пор остаётся неизвестным. В своём письме советскому послу в Афганистане Юрию Воронцову от второго сентября 1989 года Ахмад Шах Масуд сообщал, что поддержка Советским Союзом НДПА обернулась гибелью более полутора миллионов афганцев, а ещё пять миллионов стали беженцами.
Вот как комментирует ситуацию кандидат исторических наук, полковник в отставке, участник боевых действий в Афганистане Николай Фарятин: «Чтобы сейчас ни говорили, Советский Союз добился всех целей, которые тогда ставились, оставив за собой относительно жизнеспособный Афганистан. США оказывали активную помощь афганской вооружённой оппозиции, тем не менее, правительство Наджибуллы продержалось до 1992 года, пережив таким образом даже Советский Союз. Так что смело можно считать, что СССР ту войну выиграл!».
Что ж, история со временем всё расставит по своим местам. Что касается Афганистана, из внутреннего военного противостояния он не вышел до сих пор …
Виктор Никитин