Яндекс.Метрика
8 декабря 2017 года Федеральное казначейство отмечает 25-летний юбилей
16:4529 ноября 2017

О том, какова роль ведомства в жизни государства и общества, что сделано и делается в настоящее время, о ближайших перспективах рассказал руководитель Управления Федерального казначейства по Ульяновской области Дмитрий Чугунков.

 

– Дмитрий Николаевич, подходит к завершению юбилейный для казначейской системы 2017 год. Расскажите о самых значимых итогах работы.

– Да, действительно, 8 декабря 2017 года исполняется 25 лет с момента выхода Указа Президента Российской Федерации «О Федеральном казначействе».

Сегодня Казначейство России является динамично развивающимся, передовым ведомством, в стенах которого трудятся высококвалифицированные специалисты. Круг полномочий Казначейства России стабильно расширяется, что влечёт за собой совершенствование функционирующих информационных систем и профессиональное развитие сотрудников.

Основные функции Управления Федерального казначейства по Ульяновской области:

– кассовое обслуживание исполнения бюджетов всех уровней на территории Ульяновской области в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

– учет поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

– контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере.

Исполнение указанных функций постоянно развивается и совершенствуется.

– Проект «Электронный бюджет» - это один из масштабных проектов, в реализации которого принимает участие ваше ведомство. Расскажите о нём подробнее.

– Пути совершенствования определены Стратегической картой Федерального казначейства на 2017-2021 годы, в соответствии с которой могу отметить следующие наиболее развивающиеся функции.

Внедрение системы государственной интегрированной информационной системы «Электронный бюджет», которая предназначена для обеспечения прозрачности, открытости и подотчётности деятельности государственных органов и органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также для повышения качества их финансового менеджмента за счёт формирования единого информационного пространства и применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления общественными финансами.

В настоящее время ведущими подсистемами ГИИС «Электронный бюджет» являются:

- управления расходами федерального бюджета;

- управления закупками товаров, работ и услуг за счёт средств федерального бюджета в привязке к предыдущей подсистеме;

- учета и отчетности, которая в свою очередь строится на предыдущих подсистемах;

- финансового контроля.

При этом подсистема управления расходами предназначена для выполнения функций по доведению ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до участников бюджетного процесса, санкционированию, проведению и учету кассовых расходов, ведению реестра контрактов, регистрации актов выполненных работ (поставленных товаров, оказанных услуг) и счетов (счетов-фактур), в том числе путем организации обмена информацией между организациями сектора государственного управления, кредитными организациями и поставщиками товаров (работ, услуг), регистрации государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) и соглашений о предоставлении субсидий и межбюджетных трансфертов, а также планов финансово-хозяйственной деятельности и отчетов о выполнении условий соглашений.

В 2017 году в Управлении проведен комплекс мероприятий по переводу получателей средств федерального бюджета на работу с использованием сервисов подсистемы управления расходами ГИИС управления общественными финансами «Электронный бюджет» в части учёта бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета.

Начиная с октября 2017 года, обслуживаемые в Управлении получатели средств федерального бюджета формируют сведения о бюджетных и денежных обязательствах в подсистеме управления расходами ГИИС «Электронный бюджет» и направляют их в Управление для осуществления контроля. Планируется апробация доведения бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до получателей средств федерального бюджета.

Подсистема управления закупками предназначена для ведения планов закупок, подготовки размещения извещений на проведение торгов. В рамках этой подсистемы обеспечивается взаимосвязь плана закупок с бюджетными назначениями, информацией об актах выполненных работ (поставленных товаров, оказанных услуг), счетах (счетах-фактурах) и платежах, информационное взаимодействие с данными подсистем учета и отчетности, управления нефинансовыми активами, а также интеграция с официальным сайтом Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.

В текущем году в соответствии с частью 5 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» мы приступили к выполнению новой функции – контролю в сфере закупок. Управление оперативно в установленные срок осуществляет предварительный контроль информации о закупках, размещаемой государственными заказчиками на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС), которая пришла на смену официальному порталу государственных закупок (zakupki.gov.ru) и обеспечивает полную прозрачность всего закупочного процесса. Далее УФАС Ульяновской области проводит последующий контроль.

С начала года Управлением произведено в общей сложности 5210 контрольных мероприятий по планам закупок, 5969 по планам-графикам закупок, 6994 по извещениям об осуществлении закупки и 17643 по сведениям о контрактах.

Степень ответственности, возложенной на органы Федерального казначейства показывает установление Правительством Российской Федерации запрета на размещение в ЕИС с 1 января 2018 года федеральными государственным заказчиками (а с 1 января 2019 года государственными заказчиками регионального и муниципального уровней) информации о закупках до устранения ими выявленных при контроле нарушений.

Подсистема учета и отчетности предназначена для выполнения функций ведения бюджетного учета операций по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов и учета операций по организации исполнения бюджетов, бухгалтерского учета операций по осуществлению финансово-хозяйственной деятельности организаций сектора государственного управления, управленческого учета, расчета фактической себестоимости оказываемых услуг, а также для формирования всех видов отчетности, представляемой в том числе в налоговые органы и государственные внебюджетные фонды.

В 2017 году стало внедрение и развитие вышеуказанной подсистемы в части обеспечения централизованного составления, свода и консолидации отчетности об исполнении федерального бюджета и бухгалтерской отчетности федеральных, бюджетных и автономных учреждений, представления бюджетной отчетности органов управления Государственных внебюджетных фондов РФ, отчетности об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного фонда, а также обеспечения мониторинга ТОФК информации, представляемой в подсистему «Учет и отчетность» ГИИС «Электронный бюджет».

С 2017 года Управление осуществляет мониторинг 130 комплектов отчетности, представляемых в подсистему «Учет и отчетность» ГИИС «Электронный бюджет» 107 субъектами отчетности.

В ходе мониторинга информации, представляемой в подсистему субъектами мониторинга, осуществляется анализ полноты и своевременности представления бюджетной (бухгалтерской) отчетности, сбор, обобщение и анализ информации о показателях представленной отчетности на соответствие нормативным правовым актам и методическим документам Минфина России.

Подсистема финансового контроля предназначена для автоматизации планирования и подготовки мероприятий по внутреннему контролю и мониторингу результатов устранения выявленных нарушений. Для целей внешнего контроля подсистема будет предоставлять возможность доступа Счетной палате Российской Федерации и иным контролирующим органам к информации, содержащейся в системе "Электронный бюджет". Эта подсистема может также использоваться федеральными органами исполнительной власти, выполняющими функции и полномочия учредителя, для контроля подведомственных государственных учреждений.

– Федеральное казначейство выполняет сопровождение целевых средств. Что можете рассказать об этом направлении?

– Действительно, с 1 января 2015 года в соответствии со статьей 5 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годы» в органах Федерального казначейства обслуживаются юридические лица, получающие из федерального бюджета средства в форме субсидий или авансов по государственным контрактам. В марте 2017 года Правительством Российской Федерации также было принято решение о казначейском сопровождении средств, получаемых при проведении расчетов в целях исполнения государственных контрактов по государственному оборонному заказу.

Для казначейского сопровождения целевых средств в Управлении осуществляется открытие и ведение лицевых счетов юридических лиц – неучастников бюджетного процесса. В настоящее время открыто 212 таких счетов, из них 130 для сопровождения расчетов по гособоронзаказу. К примеру, у нас в УФК по Ульяновской области открыты лицевые счета в том числе и обществу с ограниченной ответственностью «Ульяновский автомобильный завод», акционерному обществу «Государственный научный центр – Научно-исследовательский институт атомных реакторов», акционерному обществу «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения», акционерному обществу «Научно-производственное предприятие «Завод Искра».

Органы Федерального казначейства санкционируют проведение операций юридических лиц только в случае подтверждения использования ими средств в соответствии с условиями и целями их предоставления. Это позволяет, обеспечить «прозрачность» использования средств из федерального бюджета, осуществлять мониторинг привлекаемых исполнителей и соисполнителей, минимизировать количество посредников, сократить остатки неиспользованных целевых средств, выделяемых из федерального бюджета юридическим лицам.

– Дмитрий Николаевич, Управление больше года исполняет функции, переданные ему от упразднённого Росфиннадзора, по контролю в финансово-бюджетной сфере и сфере контрактных отношений. Сегодня уже можно сказать, что непрерывность контроля обеспечена. На какие положительные моменты вы хотели бы обратить внимание?

– Вы правильно отметили, что с 2016 года, в связи с упразднением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Управлением обеспечена преемственность исполнения функций в финансовой сфере.

В 2016 году необходимо было не только обеспечить непрерывность контроля в финансово-бюджетной сфере, но и сохранить основной кадровый ревизорский потенциал (90% коллектива), что на наш взгляд и было достигнуто.

План контрольных мероприятий Управления на 2017 год успешно реализовывается, проведено уже 80 плановых проверок использования средств федерального бюджета, а также внеплановых контрольных мероприятий, как по обращениям государственных органов, депутатским запросам, так и по обращениям правоохранительных органов.

Сумма проверенных средств составила более 16 млрд. рублей, в том числе средств федерального бюджета выделенных в виде межбюджетных трансфертов более 2 млрд. руб.   Выявлено финансовых нарушений на сумму более 337 млн. рублей.

По выявленным нарушениям бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, Управлением направлено в адрес объектов контроля 8 предписаний, 27 представлений, в Минфин России через Федеральное казначейство 6 уведомлений о применении бюджетных мер принуждения, которые в настоящее время реализованы в полном объеме.

По результатам проведенных контрольных мероприятий ряд виновных должностных лиц объектов контроля привлечены к административной ответственности по ряду статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ежегодно планируются и проводятся проверки в Фонде модернизации ЖКК Ульяновской области по использованию средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта, у региональных операторов.

О результатах таких проверок информируется Губернатор Ульяновской области, Правительство Ульяновской области, как орган внутреннего государственного финансового контроля, а также, в случае необходимости и прокуратура и правоохранительные органы области.

Отлажено взаимодействие с иными органами, уполномоченными осуществлять контроль, - это тоже один из положительных моментов, который стоит отметить. Мы заключили целый ряд соглашений о сотрудничестве и взаимодействии с Прокуратурой Ульяновской области, Управлением МВД по Ульяновской области, Счетной палатой Ульяновской области, Управлением Службы судебных приставов Ульяновской области, УФАС Ульяновской области, с Правительством Ульяновской области как с органом внутреннего государственного финансового контроля Ульяновской области.

– Что ожидает казначейскую систему и ваше Управление в следующем году?

– Предстоящий год будет не менее насыщенным, чем уходящий 2017. Если говорить в целом, то в первую очередь УФК по Ульяновской области настроено на максимально эффективное выполнение мероприятий в рамках посланий Президента Российской Федерации, Стратегической карты Федерального казначейства.

В 2018 году начнётся работа по бухгалтерскому учету операций, получения средств из федерального бюджета.

Сфера применения механизма казначейского сопровождения целевых средств будет расширяться и совершенствоваться.

Будет углубляться работа самой системы ГИИС «Электронный бюджет», будет усовершенствоваться контрольная деятельность, за счёт использования данных ГИИС «Электронный бюджет».

Также в 2018 году в целях подготовки к масштабированию технологии социальных выплат будет проводится активная работа в рамках реализации проекта по осуществлению Фондом социального страхования Российской Федерации выплат страхового обеспечения в пользу застрахованных лиц на национальные платёжные инструменты (платёжные карты «Мир»). На сегодняшний день определено 33 Управления Федерального казначейства по субъектам РФ, в числе которых и наше Управление.