Яндекс.Метрика
Владислав Россошанский: «Мне надо обязательно двигаться вперёд»
11:4807 июля 2016

На жизненном изломе одни люди опускают руки и плывут, куда течение вынесет. Других трудности закаляют и учат работать. Владислав Владимирович Россошанский относится к последним. В своё время он был успешным бизнес-консультантом, генеральным директором фирмы «Р-КОНСАЛТ», участвовал во многих крупных проектах, работал с группой компаний «Волга-Днепр» и предпринимателями, имена которых хорошо известны за пределами региона. Консультирование проводил в сфере управления персоналом и стратегического планирования. А потом, буквально в один день, жизнь круто изменилась.

- Если помните, – говорит наш собеседник, – в 2008 году случился кризис. В начале 2009 года я полтора месяца ездил в свой пустой офис в консалтинговой фирме. Это было время, когда около 70% заказов, сделанных бизнесменами, были ими отменены.

- И тогда пришло решение заняться личным подсобным хозяйством …

- Понимание того, что, работая на земле, можно прокормить семью, было всегда. Но причина была в другом. Мою дочку Арину, ей сейчас 12 лет, изводил ночной кашель, причины которого врачи никак не могли диагностировать. О целебных свойствах козьего молока мне было хорошо известно. Ночной кашель мы победили. Сынишка Платон, которому сейчас уже 6 лет, перешёл на козье молоко с 4 месяцев. На козьем молоке растут дети и наших постоянных клиентов, в том числе дети с очень серьёзными заболеваниями. Кроме того, почему-то казалось, что разведение коз – это проще, чем, например, разведение коров. По факту оказалось как раз наоборот. Дело в том, что про коров знают много, а вот про коз – не особенно. Информации тогда про них практически не было совсем. Добывал её в немногочисленных книгах советского периода, с головой зарывался в интернет.

- Но это будет потом. Расскажите, как оказались именно в Белой Рыбке? От райцентра далековато, дорога не из лучших, до ближайшего соседнего села тоже не близко.

- Первый раз побывал здесь ещё в 1992 году с отцом, который хотел показать мне эти места. Они здесь изумительные, потому, наверное, что цивилизация сюда ещё по-настоящему не добралась. Оговорюсь сразу: деревенских корней у моих родителей, как и у дедушки с бабушкой, не было. Они строители и судьба постоянно мотала их по всему Советскому Союзу. В Ульяновск их перебросили на строительство «Авиастара». Но желание жить в деревенском доме почему-то никогда не покидало. Тем более, что дед к тому времени занялся разведением пчёл. Позже, когда обзавёлся семьёй, появилась маленькая дочь, на один из дней рождения я решил не только преподнести жене подарок, но и удивить её, женщин надо всегда удивлять, мы, мужчины, об этом почему-то забываем. Вспомнил про Белую рыбку. Погрузил в «шестёрку» своё маленькое семейство и мы поехали. Было это, как сейчас помню, 28 мая. Уговорил жену купить здесь дом. Был он в плачевном состоянии, продувался насквозь, сараи вросли в землю. Но лиха беда – начало. Новый дом, кстати, я так пока и не достроил. Возвожу его по остаточному принципу: то денег не хватает, то времени, то сил, то другие причины находятся. Зато построил баню для ребят, которые мне помогают.

- Итак, более 7 лет назад на чердаклинской земле появилось хозяйство с необычным для этих мест названием «Девятая козочка».

- Откуда оно пошло? Всё начиналось с одной дойной козы, семерых козлят и дочери Арины, которая с ними часто играла. Отсюда и «Девятая козочка». Скрывать не буду: начинал трудно. Всякое было: животных травили, сено палили… Порой приходилось доить на 30-градусном морозе, когда даже руки от холода сводило. Было время, когда спал по 2 часа в сутки. Выручает семья. Около трёх лет назад меня задавило деревом. Чудом выжил, но неподвижной оставалась разбитая нога. Полтора месяца ждал операции. Дождался, врачи буквально по косточкам её собрали, правда, без одного сустава, но стою на ногах и даже на тракторе могу работать. А тогда на целых полгода, что называется, вылетел из обоймы. Возникла угроза потерять ферму. Огромное спасибо жене моей, Галине Валерьевне, а также людям, которые верили в меня,  помогали и с кормами для животных и с дровами для подворья. Через многое пришлось пройти. Но это только закаляло и укрепляло в желании обзавестись собственной фермой.

С первого дня установил для себя железное правило: продукция должна быть идеального качества. Дойка трёхразовая и только ручная. Корма натуральные, без всяких добавок и объедков со стола. Есть две коровы. Держу их для того, чтобы отпаивать козлят и, таким образом, экономить козье молоко. К заказчикам отношение бережное. Никогда не повезу им молоко в металлической фляге, чтобы разливать потом на солнцепёке, на ветру, на дожде. Молоко им привозим только в стеклянной таре.

- Но это же сложно. Одно дело, когда на подворье 2-3, ну, пусть 5-7 коз. У вас-то их целое стадо.

- Я человек суеверный. Как только посчитаешь их по головам, почему-то сразу начинается падёж. Вот и отвечаю, что моё стадо составляет от 100 до 170 животных. А если серьёзно, давайте будем исходить из того, что стадо всегда определяется количеством маточного поголовья. Так вот, сейчас у меня 46 дойных коз и ещё 16 на подходе. К новому году в дойном стаде у меня будет более 100 голов.

- И как же вы управляетесь с таким хозяйством, да ещё и при ручной дойке?         

- Помогают родственники. Команда, вместе со мной, составляет 6 человек. Не обходимся без детской помощи. Арина использует любую возможность, чтобы приехать из города и помогать. Она делает это с удовольствием. В будущем видит себя ветеринаром и … дизайнером. Так что впереди у неё выбор, а, может быть, и совмещение профессий. Платон долгое время хотел быть химиком. После смерти бабушки ему хотелось изобрести таблетку, которая будет оживлять людей. Сейчас он своё мнение изменил и уже поговаривает, что будет фермером. В отличие от своей старшей сестры, натуры творческой, он по жизни конкретный, практичный, точно знающий, что надо делать, хотя и маленький. Дожидаться указаний не будет. Если видит, что нужны дрова, он их принесёт, грузят навоз из сарая – берёт лопату и начинает помогать. Пасёт козлят, которых пока нельзя объединять со взрослыми животными. Оба приезжают из города на выходные дни и на каникулы. Сам я живу по сложившемуся графику: три дня в неделю выезжаю с молоком, один день в городе с семьёй, один день на хозяйстве. Как нахожу клиентов? Способ проверенный – «сарафанное радио». Работает безотказно и очень быстро.

Все вопросы решаем собственными силами. У меня за плечами биофак Ульяновского педуниверситета.  Это помогает проводить селекционную работу, правильно определять места выпаса, знать травы и порядок составления рациона кормов для животных. Нужен ли мне ветеринар? Нет, только в особо сложных случаях. С остальным я справляюсь. Нет специального медицинского образования, но есть практические навыки оказания медпомощи.

- Неужели всё так ровно и гладко?

- К нынешнему дню из основных проблем нерешённой осталась только одна: отсутствие земли. На участке в 30 соток мы уже не помещаемся. Без своей кормовой базы развиваться дальше невозможно. Не имея статуса фермера, я не могу принять на работу людей, хотя потребность в них есть уже давно. А не могу стать фермером по причине отсутствия земли. Будет земля – будет большая ферма, рабочие места, отчисления по налогам. Не будет земли, значит, придётся замораживать хозяйство на нынешнем уровне. Хотя, признаться, очень этого не хочется.

Вы спросите, почему сложилась такая ситуация? Могу только предполагать. Когда первый раз выходил в район с вопросом по земле, меня, наверное, никто всерьёз не воспринимал, потому что на то время у меня было всего 7 коз. Вторую попытку предпринял в прошлом году. Возникла проблема выделения участка как такового. Оказалось, что часть земли ушла в федеральный лесной фонд, и местные землемеры попали в тупик. Вдобавок ко всему сменилось руководство района. Было не до меня.

- Замкнутый круг какой-то получается.

- Нынешний руководитель района Сергей Николаевич Петряков заверил, что будет помогать. Такую же готовность выразили директор областного Агентства по развитию сельских территорий Мария Шпак и заместитель министра сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области Вячеслав Рожнов. Будет земля, значит, обязательно понадобится грант, потому что собственных средств на развитие не хватит. Но это уже следующая ступень развития хозяйства. У меня всё просчитано: севооборот, стоимость обработки земли, площади под ферму …

- Для этого нужны возможности. Без окончательного решения вопроса о земле, согласитесь, трудно говорить о каком-либо развитии.

- Человек, который нацелен на достижение своих целей, ищет возможности, не нацелен – ищет для себя оправдание собственной несостоятельности. Я пришёл к 150 головам стада всего на 30 сотках земли. Одни говорили, что это невозможно. Другие, видя меня с опухшими после травмы суставами и раздробленной ногой, тянули за рукав: «Куда ты лезешь?». Третьи крутили пальцем у виска. Но мне надо обязательно двигаться вперёд. Я наметил себе цели на 10 лет вперёд и отступать не намерен, потому что иначе не могу и не хочу. Сейчас у меня 2 вида сыров, а мне надо 5 и я знаю каких. Мне надо, чтобы моё фермерское хозяйство кормило не только Ульяновскую область, но и выходило за её пределы. При получении статуса КФХ, а я этого обязательно добьюсь, для меня обязательно откроются новые возможности.


Виктор Никитин

Фото Минсельхоза Ульяновской области