В этом году исполняется пятнадцать лет со дня основания Ульяновского государственного духового оркестра «Держава». В составе этого коллектива музыканты высокого класса, лауреаты и дипломанты конкурсов духовых оркестров.
За время своего существования «Держава» полюбилась ульяновской публике. В репертуаре оркестра – шедевры русской и зарубежной музыкальной классики, эстрадные, джазовые композиции, популярные романсы и песни и многое другое. Особой любовью пользуется оркестр у ветеранов, для них проводятся ежегодно более тридцати мероприятий.
Накануне празднования юбилейной даты Валерий Николаевич Уткин – главный дирижёр и художественный руководитель оркестра «Держава», рассказал «Media 73» об этапах становления оркестра.
– Валерий Николаевич, как возник оркестр?
– Я думаю, здесь стоит отметить несколько этапов. Первым можно считать формирование группы инициативных музыкантов во главе с Николаем Антоновичем Булатовым, который стал главным дирижёром оркестра. Именно он сумел собрать хороших музыкантов и организовать их при ульяновском «Водоканале». Дело в том, что тогда в городе было несколько военных духовых оркестров, наступали такие времена, что многие из них закрывали. И музыканты, которые всю жизнь служили, остались как бы не у дел, а Николай Антонович, в свою очередь, сделал благороднейшее дело и сумел их объединить. Все эти люди, конечно, были энтузиастами, кстати, некоторые из них и сейчас у нас еще работают. В таком составе музыканты несколько лет плодотворно работали и набирались опыта. В результате, в 2001 году был создан Государственный духовой оркестр «Держава». Это второй этап формирования коллектива.
– Как вы оказались в оркестре?
– В 1987 году меня пригласил в Ульяновскую филармонию Николай Геннадьевич Алексеев, главный дирижер Ульяновского государственного академического симфонического оркестра. Под его руководством я пятнадцать лет был солистом-трубачом в этом легендарном музыкальном коллективе. В 2001 году я был направлен в командировку в Сирию, а до этого я буквально перед самым отъездом познакомился с Николаем Булатовым, с которым у нас впоследствии сложились очень тёплые дружеские отношения. Я думаю, это потому, что мы очень близки по духу. В Сирии я был ассистентом дирижера национального симфонического оркестра, создал первый молодёжный духовой оркестр, преподавал в Высшем институте музыки города Дамаска, а когда приезжал в отпуск, выступал на фестивалях с «Державой» как солист – трубач.
В 2004 году я уехал в Ханты-Мансийск, где три года был деканом филиала института имени Гнесиных, руководил детским духовым оркестром. Там просто потрясающий Центр одаренных детей Севера, и мы вместе с ними получили Гран-при на Всероссийском музыкальном конкурсе.
В 2007 году меня назначили директором и художественным руководителем Ульяновской областной филармонии. На протяжении нескольких лет я совмещал концертную деятельность с административной работой (до 2011 года). К тому времени я закончил Казанскую государственную консерваторию по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» и по предложению Николая Антоновича занял должность дирижёра и солиста-трубача в оркестре «Держава» .
– В симфоническом оркестре присутствует такое понятие как «первая скрипка», а у вас кто занимает это место?
– У нас в оркестре, в каждой группе музыкальных инструментов присутствуют свои звёзды. Хотелось бы отметить, что к моменту моего появления, оркестр уже сложился, в нём играли замечательные музыканты, которые всю свою жизнь посвятили этому делу. Наши солисты – это люди, которые являются настоящими фанатами своего дела в хорошем смысле слова. Настоящий музыкант – это особый человек, который не может не играть, он отдает всю свою душу и сердце музыке. Люди, работающие у нас, понимают, что дарят людям прекрасное, доброе, вечное, и это понимание и позволяет нам доставлять публике огромное наслаждение на концертах.
Хочу отметить наших солистов:
Андрей Трофимов – концертмейстер группы деревянных духовых инструментов, солист- гобоист. Замечательный музыкант, очень опытный артист, настоящий наставник молодёжи.
Наш первый кларнетист Алексей Кержнер – играет в оркестре с момента его создания, Музыкант с большой буквы.
Группу флейт сейчас возглавляет Дмитрий Троицкий, но рядом с ним опытнейший музыкант Валерий Соколов, который вместе с Николаев Булатовым начинал службу в военном оркестре более тридцати лет назад.
Руководит группой саксофонов концертмейстер Юлия Малькова, у неё потрясающая группа. В качестве солистки она постоянно играет с оркестром, публике очень нравиться.
Валторнист Сергей Блинов, концертмейстер группы, успешно работает в оркестре пятнадцать лет.
Игорь Кудряшов – первый трубач. Постоянно повышает свой профессиональный уровень, окончил наш университет, работает в оркестре «Держава» более десяти лет.
Первый корнет – Ренат Яхиев, часто выступает в качестве солиста оркестра, обладает великолепной техникой.
Николай Прибылов – это «сердце» оркестра, «пламенный мотор», исполнитель на ударной установке, работает в оркестре более восьми лет. Было время, что в группе ударных не хватало музыкантов, и Николай несколько лет один за всех работал, буквально как человек-оркестр, очень опытный артист.
Отмечу и «тяжелую артиллерию» – тромбоны. Андрей Козин – замечательный музыкант. Он артист симфонического оркестра, солист оркестра «Держава», великолепно исполняет сольные произведения и очень предан своему делу.
Самый большой инструмент в оркестре – туба, на нём играет Виктор Петрович Иноценко. Уважаемый человек, совмещает работу в оркестре с педагогической деятельностью в музыкальном колледже при УЛГУ, воспитал много прекрасных достойных музыкантов, руководит духовым оркестром в ДК «Руслан».
Самое главное, эти музыканты не перестают развиваться: у нас профессия такая, что постоянно нужно держать себя в форме, а если у музыкантов есть доверие к дирижеру, тогда возможности оркестра безграничны.
– Скажите, кому пришла идея названия оркестра?
– Это название предложила Лариса Викторовна Куфтина, директор оркестра и музыковед, и все музыканты коллегиально это название поддержали. Почему? Потому что само слово «Держава» – это патриотизм, мощное объединяющее начало, консолидация всех позитивных сил, могучая вера в идеалы добра и справедливости. Мы ежегодно 23 февраля выступаем на благотворительном концерте для военнослужащих, и это наш своеобразный вклад в воспитание молодых защитников Родины.
– Скажите, на ваш взгляд, какое будущее у оркестра и духовой музыки в целом?
– Я думаю, что у духовых оркестров большое будущее. Во всём мире духовая музыка, духовой оркестр на протяжения четырёх веков развивается, приобретает всё большую популярность. Конечно, меняются стили, жанры, направления, но остаётся главное – неизменная любовь слушателей. Например, в Саратовской филармонии на концертах духового оркестра всегда аншлаг, людей даже больше интересует духовой оркестр, чем симфонический.
Расскажу из собственного опыта: мы как-то готовили интересную концертную программу, она называлась «Мы из СССР». Программа включала в себя произведения, очень близкие людям в возрасте от тридцати до пятидесяти лет, которые еще застали те времена и испытывали ностальгию по той эпохе, культуре, музыке и состоянию. Мы думали, что в зале будут одни «серебряные головы», но пришло очень много молодёжи, значит, интерес к такой музыке ещё остался.
Музыка, она тем и хороша, что это единственный язык во вселенной, который понятен всем независимо от нации, вероисповедания или политических взглядов. Духовая музыка – это живая музыка. Она будет всегда востребована и необходима. Это очень важный момент.
В своё время у меня был ансамбль «Волга – брасс», который двенадцать лет просуществовал в одном составе. Самая первая наша гастрольная поездка проходила в Англии. В музыкальном мире считается, что в этой стране проживает наиболее критически настроенная публика, и если в Англии прошел концерт, это значит, что он гарантированно везде будет проходить хорошо. Эта поездка меня многому научила, и те идеи, которые я из неё почерпнул, я до сих пор проповедую своим ученикам. Концерт проходил в методистской церкви, я спрашиваю настоятеля: «У нас в программе есть шуточные произведения, можно ли их исполнить в церкви?», а он говорит: «Ничего, играйте». На это у них смотрят спокойно, разрешают исполнять оперные спектакли и даже проводить рок-концерты прямо в церкви для привлечения наибольшего количества прихожан. Тогда я понял, что музыка не зависит от вероисповедания, от национальности, от социального статуса. В дальнейшем мы проехали по шестнадцати странам, и я везде находил подтверждение этой мысли.
– Что вами движет по жизни, в чём вы черпаете вдохновение?
– Я черпаю вдохновение из абсолютно разной музыки. Мне кажется, что хорошая музыка может быть в любом жанре, и даже в поп-культуре есть замечательные произведения. Я уже неоднократно говорил, что мой образ жизни – трубач, музыка – это моя любовь и мой воздух.
Николай Квасов