Яндекс.Метрика
Ольга Маркова из Ульяновской области возрождает народные промыслы
12:1523 ноября 2016

Об этом она рассказал проекту «Гордость России», который освещает жизнь, подвиги и яркие человеческие поступки россиян – спортсменов, волонтёров, спасателей, учителей, энтузиастов, изобретателей и простых граждан.

«Все эти люди, как правило, остаются незамеченными. В лучшем случае мы можем прочитать про их подвиг пару сухих строчек в новостях. Проект «Гордость России» освещает эти события через призму людских историй, предоставляя слово самим героям – через что им пришлось пройти, что они чувствуют, во что верят и как находят в себе силы совершать чудеса», – говорится на сайте проекта. Одной из его героинь стала жительница Ульяновской области Ольга Маркова, по образованию художник-педагог, возрождающая старинный способ ткачества.

Ольга Маркова.png

«Интерес к народным промыслам в том виде, в котором я сейчас им занимаюсь, у меня возник с момента знакомства с будущим мужем в 2009 году, – рассказала Ольга. – Мы участвовали в фестивале, случайно начали общаться и поняли, что у нас много общего. Одним из открытий стало то, что мы оба умеем ткать на дощечках. Техника, в которой мы работаем, очень интересная и сложная, и даже бывает обидно, что владеют ею единицы. Она потому-то и не пользуется спросом среди мастеров, поскольку довольно кропотливая. Да и не всякую вещь можно изготовить в этой технике. Мы изготавливаем пояса с уникальными дизайнами, которые разрабатываем самостоятельно. Наши пояса – не просто единственные в своем роде художественные вещицы, они еще и очень прочные. Например, рассказывали, что однажды в походе наш пояс буквально спас человеку жизнь, сыграв роль страховки при падении».

По словам Ольги Марковой, в работах они стараются придерживаться классической цветовой гаммы. Красный – цвет огня, коричневый – земли, зеленый – живая природа, синий – вода и небо. Символики используют как многовековую традиционную, так и современную.

«Орнаментов великое множество, – пояснила Ольга. – В каждой волости, губернии и вообще на любой территории нашей необъятной страны были свои орнаменты и цветовые решения. Даже самая маленькая деревушка могла похвастаться своим уникальным орнаментом. Все это наследие в той или иной степени дошло до наших дней. И то, чем мы сейчас занимаемся, – мы воссоздаем и стараемся сохранить дошедшие до нас артефакты. В творческом тандеме с супругом у нас есть некое разделение – я собираю орнаменты, аккумулирую знания, а он облекает собранное мною в конкретные схемы, по которым потом рождаются наши изделия. Обычно все схемы использовались для вышивки или для ткачества, у нас же задача несколько иная – переложить схему так, чтобы в конечном итоге родился уникальный в своем роде пояс. Есть пояса простые – однотонные или с симметричным примитивным рисунком. При желании таких поясов за день можно соткать два, но это если ты сидишь восемь часов подряд, лишь только отрываясь на обед. А если брать сложные пояса с обережными узорами, то более одного пояса в день не выйдет. Пояса у нас ко всему прочему ткутся длинные, то есть в среднем пояс идет не менее двух метров».

Ольга сетует, что промысел пока возрождают только она и её муж. Впрочем, уже есть две девушки-подмастерья, которые прониклись и пожелали научиться забытой технике ткачества.

«Мы стараемся рассказывать о нашем ремесле, пытаемся привлекать к нему внимание, – говорит мастерица. – Есть совместный проект с Екатериной Некрасовой, которая занимаемся пошивом платьев и сарафанов и мужской одежды в народном стиле. Наши пояса как создают законченный образ в тандеме с такой одеждой. На Руси ведь как говорили: «Распоясаться!». Это свидетельствовало, что человек перешел черту дозволенного. Раньше нельзя было выйти из дома без пояса. Хотя бы веревку необходимо было повязать. Это было сродни тому, что мужчина или женщина бы в нижнем белье на улице появились. Люди стремятся к истокам, это заметно, несмотря на то, что мир стремительно меняется».