Яндекс.Метрика
Не изменяя традициям. Ульяновскому автомобильному заводу исполняется 75 лет
15:4630 ноября 2016

История одного из главных автомобильных производств началась в 1941 году, когда знаменитый московский Завод имени Сталина, производивший грузовики ЗиС-5, отметившиеся на всех фронтах Великой Отечественной войны, эвакуировали в Ульяновск. Менее чем за год заводчане смогли наладить производство грузовиков на родине Ленина. Старики рассказывают, что первую продукцию станки начали выдавать, едва сойдя с железнодорожных платформ, прямо под открытым небом. Место для завода выбрали наиболее удобное с точки зрения логистики — рядом находится железная дорога, а проспект 50 лет ВЛКСМ, на который смотрит главное здание завода, в то время был не проспектом, а взлётно-посадочной полосой. Для заводчан были построены дома, давшие начало Засвияжскому району города. Именно от УАЗа отпочковался Механический завод, изделия которого уже не один десяток лет защищают страну. Для нужд УАЗа была построена Засвияжская ТЭЦ, больница, долгое время носившая название «медсанчасть УАЗ», дом культуры, который, кстати, в 2017 году будет реконструирован. Автозавод, волей судьбы попавший на ульяновскую землю, стал настоящим градообразующим предприятием. Локомотивом, который тянул за собой весь город в течение многих лет.

Несмотря на то что завод практически все время своего существования был ориентирован на гособоронзаказ, а военные, как известно, не очень любят новшества, КБ автозавода умудрялось удивлять всех инновациями и даже внедрять их. Первой ласточкой стал знаменитый головастик УАЗ-452Д, небольшой грузовичок, предназначенный для сферы народного хозяйства. Вездеходный и экономичный автомобиль, с недорогим обслуживанием и простым ремонтом сразу полюбился всем, к кому он попадал в руки. На Всесоюзной выставке достижений народного хозяйства в 1966 году он занял первое место и получил золотую медаль. А изобретательные ульяновские инженеры даже придумали для него специальный снегоходный комплект, с помощью которого любой грузовик буквально за полчаса можно было превратить в уникальный полугусеничный снегоход. Шасси Кегресса и две лыжи шли в комплекте со специальным исполнением этого автомобиля. Специальные северные вездеходы ещё долго служили в краю вечной мерзлоты. Кстати, сравнимых по цене и простоте решений для быстрого конвертирования грузовиков в снегоходы с тех пор на рынке так и не появилось. А то, что есть сейчас, стоит таких денег и требует такого количества трудов, что дешевле просто купить гусеничный вездеход.


УАЗ-469, пришедший на смену отработавшему своё ветерану ГАЗ-69, ведущему свою родословную ещё от американских джипов «Виллис» времён Второй мировой войны, оказался весьма крут для своего времени. Несмотря на все недостатки, конструкция оказалась настолько удачной, что с небольшими изменениями, направленными, в основном на комфорт и соответствие нормам безопасности, эксплуатируется и производится до сих пор.

Во время испытаний он вяз в снегу, пересекал пустыни и даже карабкался на Эльбрус. Кстати, знаменитую гору колонна «козликов» играючи покорила за 20 минут.

Водоплавающий «Ягуар», первый в Советском союзе электромобиль на базе «санитарки», первый и единственный в стране рамный внедорожник, первый российский внедорожник, который не стыдно продавать европейцам и американцам. Чтобы описать все достижения, изобретения и инновации автозавода понадобится не один десяток страниц. На протяжении своей истории завод не раз менял названия, вывески и логотипы, не менялись только люди, готовые работать на благо своей страны и традиции, благодаря которым УАЗ всегда был и остаётся первым.

 

Вадим Романов