Яндекс.Метрика
Лидия Ксяшкевич – первая нефранцуженка, играющая на органе в большом кафедральном французском соборе
11:0202 ноября 2016

Первого ноября на органе Евангелическо-лютеранской церкви Святой Марии сыграла лауреат множества международных конкурсов, профессор Академии музыки Страсбурга и главный органист кафедрального собора во французском Лане Лидия Ксяшкевич.

Именитая органистка ещё раз подтвердила правдивость высказывания о том, что талантливый человек талантлив во всем. Прекрасная и хрупкая Лидия Ксяшкевич исполнила знаменитые композиции Баха, а также французскую органную музыку времён Людовика четырнадцатого и сочинения композиторов рубежа XIX- XX веков, которые являются «золотым фондом» органной классики. Кроме того, перед выступлением уделила время для беседы, в ходе которой из её уст вылетали русские слова. Лидия рассказала о том, чем её приятно удивила Россия, почему играет на органе и даже о своей личной жизни.

– Вы впервые посетили Россию и Ульяновск?

– Я второй раз в России и первый раз в Ульяновске. В последний раз приезжала в Россию в марте этого года. Тогда выступала в Москве, Саратове и Пензе, в этот приезд я дам концерты в Пензе, Саратове и Ульяновске.

– Каковы главные отличия в восприятии ваших выступлений публики российской и зарубежной? Как принимают у нас?

– В России на концерт приходит гораздо больше людей чем, например, во Франции. Практически на всех моих концертах здесь были полные залы, а за рубежом приходит послушать орган более узкий круг людей, небольшая аудитория. Это меня очень приятно удивило в свое время. Российская публика очень эмоциональная и восприимчивая.

– Что вас вдохновило заниматься музыкой?

– Это был не мой выбор, я родилась с таким предназначением, но мне всегда было интересно заниматься музыкой. Я не представляю себя, занимающуюся чем-то другим.

– Вы из музыкальной семьи?

– Нет, я первый музыкант в роду. Мои родители – художники.

– А почему из всего многообразия инструментов вы выбрали орган?

– Вообще, я пианистка, но в двадцать лет мне посчастливилось прослушать одну виниловую пластинку, которая многое изменила в моей жизни. На нее было записано выступление известного французского органиста Андре Изуара (1935-2016). Благодаря ему, я нашла звучание органа очень поэтичным, помню, что я подумала: «Вау, это что-то новое! Не похожее на другое».

– Вы были знакомы лично?

– Да, мы подружились. Можно сказать, что он сподвиг меня заниматься органом, помню, он сказал: «Лидия, ты хороший музыкант, играй, развивайся. Я не могу тебя учить, но могу тебе сыграть». Это было у него дома.

– За рубежом вы преподаете, а не возникало мысли о проведении обучающих занятий в России? Такой практики еще не было?

– Я провела один мастер-класс в Саратове. У меня было три ученицы. Не исключаю проведение последующих.

– Вы родились в Польше, побывали во многих странах, а почему вы выбрали для жизни именно Францию?

– Наверное, потому, что там очень хорошая органная школа, она высоко оценивается на мировом уровне. Благодаря этой школе, сегодня я первая нефранцуженка, играющая на органе в большом кафедральном французском соборе. 

– Расскажите немного о себе.

– Мне 39 лет. Я была замужем, но уже три года в разводе, детей нет. Сейчас в отношениях с саксофонистом из Страсбурга. Пожалуй, это всё.

Лидия Ксяшкевич стала первым зарубежным гостем органного абонемента, проводимого в Лютеранской церкви Святой Марии. Напомним, что в настоящее время все подобные концерты проходят в Кирхе, так как филармонический орган законсервирован в связи с ремонтными работами. По словам лектора-музыковеда филармонии Ирины Кривошеевой, в Лютеранской церкви функционирует небольшой орган фирмы WALTER, который в три раза меньше филармонического инструмента.

«Орган был привезен из немецкого города Марбурга, из университетской капеллы. Он был подарен нашему городу благодаря пастору Фридриху Демке, – рассказала Ирина Кривошеева. – В этом году исполняется 20 лет с момента установки органа. Конечно, он значительно старше, был изготовлен в 60-е годы прошлого века. Орган не имеет корпуса, это не концертный инструмент, его место на хорах и он замечательно выполняет свою функцию. Можно отметить, что церковный орган является инструментом, без которого не обходится ни одно богослужение, поэтому он звучит здесь еженедельно. Близкое к сводам расположение позволяют звуку распространяться плавно сверху вниз. Именно это нужно для эффекта органного звучания».


Елена Нестерова