Яндекс.Метрика
Командарм Штерн: забытый герой
13:4615 ноября 2016

В самом начале Великой Отечественной войны из московской внутренней тюрьмы НКВД были перевезены в тюрьму города Куйбышева 25 высших офицеров Красной Армии. 28 октября 1941 года узников расстреляли без суда и следствия в посёлке Барбыш, ныне районе города Самары. Приказ о казни поступил от наркома НКВД Лаврентия Берии.

Среди расстрелянных узников был один из самых опытных и талантливых полководцев вооружённых сил СССР того времени, Главком ПВО, генерал-полковник Григорий Михайлович Штерн. Его имя надолго вычеркнуто из истории. Лишат звания Героя Советского Союза и всех государственных наград. В 50-х годах посмертно реабилитируют, вернут награды и восстановят в звании. Позже напишут о нём книги, поставят фильмы. Но имя легендарного командарма к тому времени уже будет полузабыто, и о нём вспомнят разве что историки.

Между тем, судьба его необычна. Родился в 1900 году на Украине в семье местечкового врача-еврея. Окончил гимназию. С 1919 года в Красной Армии и ВКП(б). Активный участник боевых действий против басмачей. Выпускник Военной академии имени М.В.Фрунзе.

Когда Москва послала на помощь испанским республиканцам своих военспецов, возглавить их было поручено Григорию Штерну, к тому времени ставшему командармом 2 ранга. Он практически руководил всеми боевыми действиями республиканской армии. Причём, настолько успешно, что буквально за несколько месяцев был отмечен орденами Ленина и Красного Знамени.

В 1938 году Штерн был отозван из Испании и возглавил разгром японских войск на озере Хасан. В 1939 году в качестве командующего Дальневосточным фронтом организовал отпор самураям на реке Халхин-Гол. Вскоре его талант командарма пригодился в войне с Финляндией. В апреле 1940 года он возвращается к командованию войсками Дальневосточного фронта и становится генерал-полковником. 

Казалось бы, ничто не предвещало беды. Командарм Григорий Штерн является депутатом Верховного Совета СССР, членом ЦК ВКП(б). Он Герой Советского Союза. Его грудь украшают 2 ордена Ленина, 3 – Красного Знамени, орден Красной Звезды. В апреле 1941 года последовал его перевод в Москву в качестве начальника Управления ПВО Красной Армии. Перевод тем более неожиданный, что боевой генерал всю жизнь был общевойсковым офицером и командиром. Дальнейшие события покажут, что это был продуманный ход.

Едва он вступил в должность, как 15 мая 1941 года немецкий самолёт «Юнкерс-52» пролетел незамеченным от Белостока до Москвы, где благополучно приземлился. В ходе перелёта он почему-то остался незамеченным войсками ПВО. Кремль ответил на это происшествие волной репрессий. Основной удар пришёлся на командарма. Уже 7 июня он был смещён с должности и арестован. Одновременно с ним в подвалах Лубянки оказались 15 высших офицеров Красной Армии. В рамках подготовки к масштабному по своим последствиям процессу вредителей в авиации и ПВО, или «процесса Героев», как его называли между собой в НКВД, за короткий срок были репрессированы до 80% командиров старшего и среднего состава. Среди угодивших в кровавые лапы особистов руководители ВВС, дважды Герой Советского Союза Яков Смушкевич, наркомы оборонной промышленности, конструкторы.

Имя командарма Штерна в этом списке выделялось особо. В войсках не было равных ему генералов. Он имел огромный военный опыт: Хасан, Халхин-Гол, Испания, финская война. Если брать ситуацию в целом, то к началу Великой Отечественной войны Красная Армия в плане высшего командного состава была практически полностью обескровлена. Новоиспечённым советским генералам приходилось нарабатывать боевой опыт ценой сдачи фашистам городов и сёл, но, самое страшное, ценой миллионов жизней своих солдат и мирного населения.

… 27 августа 1954 года, спустя всего 18 месяцев со дня смерти Сталина, Генпрокуратура СССР прекратила дело в отношении командарма Штерна за отсутствием в его действиях состава преступления. На месте расстрела под городом Куйбышевом, ныне Самарой, установят памятный знак и выбьют слова: «Поклонимся памяти невинно погибших …» Возмездие всё-таки настигло палачей. И одним из первых ответил за свои кровавые злодения Лаврентий Берия. 

 

Виктор Никитин