12 декабря, в день 250-летия писателя и историка Николая Карамзина, на сцене Ульяновского драмтеатра гости из Великого Новгорода сыграли пьесу о судьбе и творчестве историографа. Спектакль завершил III Международный театральный фестиваль «История государства Российского. Отечество и судьбы», приуроченный к юбилею.
Спектакль Новгородского академического театра драмы имени Федора Достоевского под названием «Портрет души и сердца» ставился специально к 250-летию Карамзина. На сцене Карамзин вместе со своими героями Марфой Борецкой, Бедной Лизой и другими и предстает человеком, который доказал своим трудом и жизнью, что знание истории – необходимость для каждого.
«Мы из Великого Новгорода, где стоит памятник «Тысячелетию Руси», и практически все великие деятели Российского государства там запечатлены. Мы регулярно ставим исторические спектакли. У нас в репертуаре был «Александр Невский», был спектакль про приход Рюрика к Великому Новгороду – от истории никуда не деться. И в данном случае такая дата, как 250-летия Николая Карамзина, не могла быть нами не замеченной. Мы подумали, что нам грех проходить мимо неё, и министерство нашу идею поддержало грантом на постановку спектакля», – рассказал исполнитель роли Николая Карамзина, Залуженный артист России, директор новгородского академического театра драмы имени Федора Достоевского Всеволод Чубенко.
Сцена новгородского театра, по признанию Всеволода Чубенко, шире, поэтому действо пришлось уместить на более узком пространстве. «Иногда я по-хорошему завидую театрам с классическим расположением зрителя и артиста. У нас современный зал с амфитеатром, огромная сцена, причём она вытянута вширь, что доставляет художникам и режиссерам много хлопот, поэтому здесь немножечко сузились, но тем не менее я очень люблю такие классические театры, где в большинстве случаев прекрасная акустика и всегда очень теплый и добрый зритель», – отметил Чубенко.
«То, что мы предлагаем на суд зрителя, – ново само по себе, потому что до этого момента никто не писал и не ставил спектакли о жизни Николая Карамзина, не выводил на сцену этих исторических персонажей. Это новое языковое и театральное пространство для нас, – рассказывает режиссер спектакля Александр Черкашин. – Было важно рассказать, что это был живой человек, что в его жизни произошли такие колоссальные события, и он принял такие важные решения для себя, что они оказались важными для всего государства в целом. Я имею ввиду не только «Историю государства Российского», а еще и, например, его личные беседы с Александром I, после которых тот принимал решения, влияющие на ход российской истории. По форме это литературная драматическая композиция, в которой идет рассказ о Карамзине, о том, кем он был и что сделал, за что ему поставили памятник в Симбирске в 1845 году и почему до сих пор его потомки благодарны за богатое наследие».
Подготовка, по словам режиссера, заняла довольно много времени, потому что нужно было прочитать произведения Карамзина, литературу о его жизни и творчестве – труды Лотмана и Эйдельмана, исследования, переписку, исторические документы, уже готовые документальные фильмы – все, что удалось раздобыть о жизни Карамзина из разных источников.
По окончании спектакля труппе была вручена уменьшенная копия памятника историографу из Карамзинского парка. Такие статуэтки изготавливались специально для фестиваля студией «Керамос» и вручались всем театрам – гостям и экспертам, принявшим участие в III Международный театральный фестиваль «История государства Российского. Отечество и судьбы».
Елена Ольдина