Яндекс.Метрика
Евгений Токарев: «Земля меня от себя не отпускает, и я об этом не жалею»
13:5207 ноября 2016

Когда-то на этих землях располагался колхоз «Путь к коммунизму» Чердаклинского района, который 38 лет возглавлял заслуженный работник сельского хозяйства России Александр Владимирович Токарев. Пришло время и его заместителем стал сын – Евгений Александрович. Именно он подхватил эстафету, когда Токарев-старший вышел на пенсию, возглавил хозяйство, которое с 2005 года стало именоваться ООО «Петровское», по имени села, на землях которого расположено.

Эстафета перешла в надёжные руки. С 4100 гектаров, оставшихся от колхоза, земельный надел увеличился до 7 тысяч гектаров. Последние 3 года «Петровское» ходило в лидерах по урожаям подсолнечника, которые доходили до 30 центнеров с гектара. На высокий уровень поставлена агрономическая служб, применяются самые передовые технологии. Идёт постоянное обновление технического парка.

Об этом и многом другом наш разговор с директором ООО «Петровское» Чердаклинского района Евгением Токаревым.

– У человека непосвящённого может сложиться мнение, что у вашего хозяйства проблем не существует. Это на самом деле так? 

– В двух словах не ответишь. У нас, действительно, вокруг нет ни одного, даже небольшого, необработанного участка. Если государство и область будут также настроены в плане поддержки, как сейчас, а в этом направлении они сегодня делают огромные шаги навстречу аграриям, то перспективы просматриваются очень хорошие. Рассчитываем, конечно же, только на свои силы. Хозяйство каждый год осваивает новые земли. В нынешнем году запустили в оборот 900 гектаров залежных земель. Они некогда принадлежали колхозу имени Ульянова и не обрабатывались около 20 лет. Мы раскорчевали все пни, выдернули кустарник, распахали, и сейчас это чудесные земли, есть на что посмотреть. Высеваем пивоваренный ячмень и озимую пшеницу. 2 тысячи гектаров отвели под подсолнечник. Я люблю его больше других культур за высокую рентабельность. В нынешнем году урожай будет ниже прошлогоднего, но ненамного. Пшеница дала под 40 центнеров с гектара, ячмень – до 26, хотя в иные годы его урожайность доходила до 30 центнеров.  Подвела погода. Всё лето стояла адская жара, практически без единого дождя. Боялись даже высевать озимую пшеницу вдруг не пойдёт. Но нет, пошла. Вымолили мы всё-таки дождь, правда, перестарались. Очень уж много его оказалось. Подсолнечник вымок. После того, как стихали дожди, мы выходили в поле, работали до 2-3 часов ночи, чтобы не дать пропасть урожаю. Уборку подсолнечника на весну, как практикуют некоторые хозяйства, не переносим. Наоборот, даже находим возможность помогать в уборке соседям.

– Существует давнее мнение, что подсолнечник нельзя высевать на одних и тех же участках больше 6 лет Он, мол, выжигает под собой землю и делает её полностью бесплодной. В последнее время приходится слышать обратное. Нас заверяют, что достаточно соблюдать технологию сева и уборки, применять удобрения и тогда никаким страхам не останется места. Чью сторону вы принимаете?   

– Всё время, пока занимаюсь подсолнечником, а это 8 лет, возвращаемся на прежние участки через каждые 4 года и никаких проблем до сих пор не возникало. Грамотно используем «химию», не забываем про подкормку, строго соблюдаем технологию. Большое внимание уделяем семенам. Раньше использовали для сева собственные сортовые. Но они со временем начинают отрицательно влиять на урожай. Перешли на импортные гибридные сорта. Они отвечают самым строгим требованиям, устойчивы к болезням, засухе, дождям, перепадам температур. Дорого? Не отрицаю. Но вот только один факт. Когда мы переходили с сортовых на гибриды, разница в урожае составляла до 15 центнеров с гектара. Что называется, почувствуйте разницу. Так что ближайшие 5, а то и 10 лет будем работать на стабильные и высокие урожаи. Кроме того, каждый год испытываем новые гибриды из Франции, Сербии, США, Аргентины. Только в нынешнем году заложили на испытания 10 новых сортов, чтобы отбирать лучшие. Санкции? Они нам только подмога. На крестьян стали больше обращать внимание, резко вырос спрос на отечественную продукцию. Меньше стало проблем со сбытом. Подсолнечник, например, сдаём по договорам на Димитровградское ООО «Легенда» и казанский маслоэкстракционный завод.

– Хороший урожай не собрать без надёжной техники. До сих пор там и здесь на полях можно видеть импортные комбайны и трактора. С трудом верится, что с запчастями для них не возникает трудностей.

–Больной вопрос. У нас в самом начале уборки подсолнечника такой «иностранец» встал прямо в борозде. В Ульяновске запасных частей для него нет. В Тамбовской области, где собирали этот «кубик-рубик», как мы его зовём, тоже. Пришлось делать заявку в головную фирму. Она в Германии. Оттуда сообщили, что исполнят заказ в течение 2 недель. Какие 2 недели? На дворе уборка в самом разгаре. Но раньше, оказывается, невозможно. Спасибо, что фирма не за океаном.

– И много у вас таких «кубиков-рубиков»?  

– Большинство «мелочь», типа навесных агрегатов и прицепного оборудования. Держим курс на «Ростсельмаш» и питерский завод имени С.М.Кирова. Поддерживаем, что называется, отечественного производителя. Совсем недавно, например, приобрели 2 комбайна «Акрос». Всего их у нас 6 и ни одного «иностранца». Используем лизинг и кредиты. Последние машины, к слову будет сказано, приобрели по программе «1432» с хорошей скидкой. У нас неплохой парк «КАМАЗов», не все они новые, но все без исключения в отличном состоянии. В Ростовской области приобрели новое сортировочное оборудование. Умная, скажу я вам, техника! Сама автоматически сортирует, отделяет мусор, разбирает семечки на крупные и мелкие.

– Но техника, согласитесь, без умелых рук просто груда металла. Следовательно, встаёт вопрос о кадрах. Хочется услышать, что и с ними у вас полный порядок.

– Не буду таким категоричным. Проблема кадров существует. Причём настолько, что вынуждены привлекать людей со всего района. Пока что дефицит покрываем. Вместе с тем, есть понимание, что с людьми предпенсионного возраста скоро надо будет расставаться и требуется обновление кадров. Работают у нас в сезон 58 человек. В межсезонье, когда спадает пик работы, меньше. Есть свои, петровские. Но не чураемся работников из соседних сёл, особенно, если у них золотые руки. Приезжает каждый на своём транспорте. Отработал и опять к себе домой. За нами бензин и техобслуживание. Своей молодёжи очень мало: село у нас небольшое, хотя и крепкое. Опять же, райцентр под боком и до города рукой подать. Но в последнее время стали оставаться в хозяйстве. Стимул есть. Приходит новая техника. Растут урожаи, а с ними зарплата, премии, уважение от односельчан. Так что стали понемногу кадры обновлять.

– И всё-таки, думается этого недостаточно. Очень уж много соблазнов нынче у молодёжи. Село, согласен, у вас крепкое, люди живут основательно. Но для молодёжи и этого мало. Ей подавай жизнь как в городе. Значит, надо говорить о социальном благоустройстве Петровского. Давайте начнём со школы.

– В 1986 году село было полностью газифицировано. Тогда же построили и школу. Сегодня, после основательного ремонта, в неё переселили ребятишек из детского сада. Для бюджета поселения легче держать на балансе одно здание, чем два. Как уже говорил, молодёжи у нас мало. И по этой причине тоже пока нет своего Дома культуры. Но он есть на центральной усадьбе поселения, до которой всего 3 километра. Так что проблема может ещё немного подождать. Кто бы знал, как мне хочется проложить по селу новый асфальт. Но пока приходится беречь старый, делать ямочный ремонт. А вот с водоснабжением, напротив, никаких проблем. В селе 3 скважины, каждая из которых находится на балансе хозяйства. Их уход и содержание обеспечены. Освещение? Приезжайте вечером, убедитесь, что его у нас больше, чем в городе. Построили 2 дома на условиях, которые выгодны и хозяйству, и специалистам, которые в этих домах будут жить. Специалистами мы укомплектованы полностью. Инженеры, зоотехник, бухгалтеры – все люди молодые. Поэтому строительство жилья будем продолжать. Хотя мы не настолько сегодня богаты чтобы сегодня каждому предложить жильё. Поэтому делаем упор на зарплату и условия труда. Согласен, удержать молодёжь очень трудно. Работа на земле, сами знаете, не из лёгких. Сужу по наличию коров в подворьях. Раньше в стадо выгоняли не меньше 100 бурёнок, сейчас хорошо, если полтора десятка наберётся. Люди обленились? Я бы не сказал. Жить стали лучше. Работа стабильная, зарплату, как уже сказано, мы прибавили. Личное подворье, чтобы там ни говорили, содержат не от хорошей жизни. И когда появилась возможность, что называется, «пожить для себя», людей за это осуждать не надо. Душа тоже своей пищи просит.

– Есть ли такие вопросы, которые не терпят отлагательства, но годами так и не находят решения?

– Их много и все они адресованы федеральному центру. Диспаритет цен, о котором говорят много лет, до сих пор не сняли. За электроэнергию аграрии платят больше, чем промышленные предприятия. Большинство удобрений уходит за границу, а остатки мы вынуждены покупать за немыслимые цены. Говорили сегодня об импортных гибридах. Так и хочется спросить: а когда свои по такому же качеству, но по приемлемым ценам, будут?

Возьмём цены на подсолнечник. Они достигают максимального уровня где-то к концу года. В прошлом году, например, начальная цена была 18 рублей за килограмм. В конце декабря продали по 28 рублей. Разница в 10 рублей при наших объёмах для хозяйства очень значительная. Намного легче жить и работать, строить планы, когда ты знаешь твёрдую цену на свой товар наперёд. А у нас всё идёт скачками, от пола до потолка и обратно. Сеешь осенью и не знаешь, что будет весной. Как же в этих условиях быть уверенным в завтрашнем дне? Ждём обещанные правительством страны 5% годовые кредиты. Это будет огромная поддержка. Хотя, например, «Петровское» второй год живёт вообще без кредитов. Обходимся своими средствами. Другое дело, закупки техники. Это лизинг и кредиты, потому что сразу изъять из оборота 30-40 миллионов рублей на такие покупки нереально.

Или набивший оскомину вопрос о страховании рисков. Мы их страховали всегда. Но после неудачных попыток потребовать своё законное, мыкание по 2-3 года по судам, траты здоровья, нервов и сил заставили нас от такой услуги отказаться. До тех пор, пока не отладят систему страхования, механизм выплат, мы этого делать не будем. К сожалению, ничего не меняется. Вокруг страхования развелось много мошенников. Приезжают, предлагают сомнительные схемы. Мы, как люди опытные, на это не идём. 

– Вы продолжатель славной династии хлеборобов …

– Знаю, о чём хотите спросить. Было время, когда я занимался бизнесом, даже перебрался в город и дела шли хорошо. Но со временем понял, что это не моё. Земля меня не отпустила, и я вернулся. Никогда об этом не жалел. От работы надо получать не только материальное, но и моральное удовлетворение. И я его получаю. Корни наши идут из села Озёрки Чердаклинского района. Но родился я в Петровском. Живу пока в городе. Хотя всё это условно. Во время посевной, а особенно уборки, ты до глубокой ночи в полях, на хозяйстве, чуть прикорнул, а ни свет ни заря уже опять на ногах. Думаю, перебираться в село окончательно, ближе к земле.

Будущее? Мой старший сын Александр, назвали его в честь деда, заканчивает Ульяновскую сельхозакадемию. И я очень хочу и надеюсь, что он продолжит моё дело. Наше дело. Ради этого, поверьте, стоит жить.


Виктор Никитин  

Фото Дарья Рябикова