Яндекс.Метрика
День дальней авиации России: от «Барсуков» до «Медведей» и «Белых лебедей»
8:2723 декабря 2016

Начало развитию дальней авиации в России положил день 23 декабря 1913 года, когда совершил первый полёт самый большой тогда в мире самолёт «Илья Муромец». Тяжёлый четырёхмоторный бомбардировщик являлся детищем не признанного в России гениального авиаконструктора Игоря Сикорского.    

Ровно через год, 23 декабря 1914 года Указом императора Николая Второго была сформирована, опять же первая в мире, эскадра тяжёлых бомбардировщиков. Эта дата считается днём создания российской дальней стратегической авиации. В 1999 году он был внесён в календарь военных праздников и особых дат. Основанием послужил приказ Главнокомандующего ВВС России Анатолия Корнукова.

Но вернёмся к истокам. Судьба эскадры «Муромцев» сложилась непросто и даже трагично. В Первую мировую войну эти бомбардировщики выполнили несколько сот полётов. Был потерян только один самолёт. В 1917 году эскадра включала в свой состав уже 20 боевых машин. Но в сентябре того же года все они были сожжены по причине возможного захвата германскими войсками, которые практически вплотную подошли к месту дислокации эскадры.

Тем не менее, уже 22 марта 1918 года Совет Народных Комиссаров Советской России утвердил формирование Северной группы самолётов «Илья Муромец». Таким образом, начался новый этап в развитии дальней авиации. Несколько позднее под руководством авиаконструктора А.Н.Туполева был спроектирован бомбардировщик ТБ-3, который встал на вооружение дальней авиации.

В 1940 году приказом Народного комиссара обороны Семёна Константиновича Тимошенко была сформирована 1-я Высшая школа штурманов ВВС Красной Армии. Командование ставило перед её курсантами особо сложные задачи, в том числе – проведение дальней авиационной разведки и бомбардировка позиций врага за линией фронта.

В 1941 году на базе школы создаётся 207-й дальнебомбардировочный полк. В него входили 54 экипажа, использующие дальние бомбардировщики ДБ-3Ф. Ещё через 3 года Высшую школу штурманов преобразуют в 1-ю Рязанскую высшую офицерскую школу ночных экипажей авиации дальнего действия. В распоряжение лётчиков передают военные транспортные самолёты Ил-4 и Ли-2.

Но по-настоящему приобретать черты стратегического воздушного кулака страны дальняя авиация начала в 50-60-х годах. Именно тогда наиболее активно использовался самолёт Ту-16, получивший в классификации НАТО прозвище «Барсук». Он носил на борту ракеты класса «воздух-земля» как средней, так и большой дальности. Ракетоносец был способен патрулировать районы, которые расположены за сотни километров от границ Советского Союза. Эксперты до сих пор полагают, что этот самолёт, ставший настоящей грозой для потенциальных противников СССР, как минимум на 5 лет опередил своё время. 

В последующие 20 лет основу дальней авиации страны стали составлять ракетоносцы ТУ-22М, ТУ-95МС и ТУ-160, больше известные как «Медведи» и «Белые лебеди». Они до сих, наравне с подводными лодками и ракетами составляют ядерную триаду Вооружённых сил России. Если говорить в целом, то дальняя авиация остаётся главной ударной силой ВВС России. А также стратегическим резервом Верховного Главнокомандования, гарантом неприкосновенности наших рубежей, способным решать задачи любой сложности далеко за пределами Родины.

Виктор Никитин