Именно так ответил 29-летний аспирант УлГУ, учитель истории Новомалыклинской средней школы, вошедший в число 15 лучших педагогов страны. «Если педагог перестает сомневаться и рефлексировать, анализировать свои действия – значит, он остановился. Очень важно продолжать расти и думать над тем, как можно развить собственные умения. Должна быть цель и стремление – они помогают совершенствовать себя и свою методику преподавания», – говорит Ришат Калимуллин. В этом году он принял участие во всероссийском конкурсе «Учитель года-2016», где дошел до финального этапа и встретился с Владимиром Путиным.
Ришат Калимуллин работает в Новой Малыкле уже 6 лет. Родился и обучался в Башкортостане, окончил Башкирский государственный педагогический университет с красным дипломом. Затем по федеральной целевой программе был приглашен в Ульяновскую область, куда перебрался с семьей и стал преподавать в Новомалыклинской школе имени Героя Советского Союза Матвея Чернова.
– Как решились перебраться в неизвестный регион?
– Мне понравилась сама школа, я изучал ее инфраструктуру, как выстроена работа. Кроме того, по целевой программе выделялось жилье и материальные средства. Я знаю десятки примеров, когда люди переехали, живут и работают в селах. Я приехал в Ульяновскую область, влюбился в нее и теперь отсюда никуда. Предложения перебраться в город были, но я по менталитету больше сельский житель и оставлять свою школу не хочу. Да и в сельской школе больше влияние традиций, национального устоя, который еще сохранился. Это меня привлекает к работе с сельскими детьми.
– Что вас вдохновило на профессию?
– На меня повлияла моя учительница истории. Сидя у нее на уроках, я так входил в тему, что забывал о проведенном времени, самостоятельно проводил дальнейший исторические исследования. Когда я пришел на факультет учиться, то не думал, что стану именно учителем – меня увлекала сама история. Но затем в работе с детьми понял, что хочу передавать им те знания, которые мне дают, чтобы они могли сохранять традиции и вести нашу страну в будущее. Еще на меня очень сильно повлияли встречи с Евгением Ямбургом (прим.: советский и российский педагог и общественный деятель), который меня заразил своими идеями, когда я был еще студентом.
– Какое значение для вас имеет конкурс «Учитель года»?
– Это один из самых значимых профессиональных конкурсов, причем не только в учительском сообществе. Это площадка для обмена опытом между лучшими учителями со всей страны. В этом году были представители из 85 регионов. С другой стороны – это место для личностного и профессионального роста. «Учитель года» – это не развлечение, здесь идет кропотливая работа, где мы можем показать свои методы и технологии урока, семинаров и мастер-классов.
– Что вы показывали на конкурсе?
– Ничего особенного и непривычного для себя я не делал – продемонстрировал методы, которые я использую каждый день на своих занятиях. Мои наработки в основном опираются на технологии смешанного обучения: традиционные методы с элементами современного цифрового образования. На конкурсном уроке я показал элементы этой технологии и элементы проблемного диалога. В начале урока дается противоречие, которое невозможно разрешить, используя те знания, которые есть у ребят. Появляется проблемный вопрос. В ходе диалога мы выдвигаем версии решения проблемы, составляем план, и в течение урока, используя различные источники информации, ребята приходят к решению. Жюри это заинтересовало. Это и позволило мне войти в число 15 лучших учителей 2016 года.
– В чём новаторство такого подхода?
– Сегодня действительно никого не удивишь просто использованием информационных технологии. Часто у многих учителей уроки ими просто перегружены. Важно соблюдать баланс. Технология смешанного обучения как раз позволяет это сделать – использовать традиционные книги и учебники, без которых не обойтись, особенно на уроках истории (обязательная работа с историческими документами, с текстом учебника, с мнениями историков). Нельзя обходить стороной интернет, потому что ребята привыкли к получению информации оттуда. На уроке надо синтезировать эти источники. Самое главное, чему следует научить ребят – правильно анализировать эти данные. На уроке я показывал приёмы по формированию информационной грамотности, потому что в интернете много недостоверного. Умение отличать факт от «фейка» – это то, без чего нельзя жить в современном обществе.
– Как прошла встреча с президентом?
– Все 15 лауреатов, которые прошли все испытания, перед встречей с президентом волновались не меньше, чем перед конкурсом. Но президент так построил разговор, что он сразу принял доверительный характер, больше это было похоже на дружескую беседу. Конкурс – это уникальная возможность, когда простой сельский учитель может президенту высказать свои мысли о развитии образования, и всем удалось донести своих идеи и вопросы.
– Что предложили вы?
– Я поднял проблему того, что сегодня в педагогических вузах мало практики. Переход к системе бакалавриата приводит к тому, что студенты на 4 курсе проходят около 2 недель на педагогической практики и работают в лагере летом, но это немного другое. Это не связано с работой в школе. Ребята получают много теории, и при этом мало общаются с детьми на деле, поэтому потом очень сложно адаптироваться к реалиям школьной жизни. Я предложил инициированный губернатором областной проект всероссийского конкурса среди студентов педагогических специальностей. Президент заинтересовался, мы поговорили о формате. Было решено за основу взять чемпионат рабочих профессий «Worldskills». Идея была одобрена, министерству образования поручено продумать её реализацию. Думаю, наша область станет центром проведения этого всероссийского конкурса.
– Кроме проведения дополнительных конкурсов, как, на ваш взгляд, можно решить проблему?
– Здесь необходимо перестраивать учебный план наших вузов. Работа должна быть системной. В течение года студенты по определенному плану должны посещать в школу, проводить занятия. Очень важно научиться работать с документацией. Потому что это одна из основных проблем молодого педагога. В вузе этому не обучают – как работать с электронными дневниками, как вести отчетность, заполнять бумажные журналы, если они имеются. Тут все учатся методом проб и ошибок, и формируется это к первому году работы, в лучшем случае.
– Как вас встретили после конкурса ученики и коллеги?
– Встреча была очень эмоциональной. Мой класс приехал встречать меня на вокзал в Ульяновск с плакатами и шарами. Я их взял в 5 классе, когда только пришел в школу, и мы вместе с ними проделали весь этот сложный путь. В какой-то степени мы вместе взрослели, менялось наше мировоззрение. Сегодня я считаю, что они уже состоявшиеся личности, и уверен, что все станут успешными людьми. Ребята меня отлично поддерживали, футболку подарили. Я считаю мое вхождение в число 15-ти лучших учителей достижением всего педагогического сообщества области и коллектива нашей школы. Весь коллектив, как единая дружная семья, придумывал идеи для моего урока и для методического семинара, а я это все вбирал и реализовывал. У нас очень творческий коллектив. Мы участвуем в олимпиадных движениях, у нас развито инклюзивное образование, в третий раз вошли в ТОП-200 лучших школ России. Коллеги всегда стремятся расти профессионально. Мы делимся друг с другом своими интересными наработками и идеями. У каждого свои подходы, которые развивают ребят и позволяют им успешно выступать на всех уровнях.
– У вас есть какие-то учительские правила?
– Стараюсь соблюдать дресс-код. С детьми важно быть «своим» в их компании, но не менее важно сохранять дистанцию. Я за диалог с детьми, но в то же время важно координировать и направлять их работу, и дресс-код в этом играет определенную роль. К новым занятиям начинаю готовиться сразу после окончания уроков. Продумываю идеи, что-то приходится дорабатывать дома. Чтобы сделать хороший урок, нужно как минимум 2 часа. Нужно самому проверить все источники, которые ты даешь детям, сделать так, чтоб было информативно и не скучно. Кроме того, я обязательно стараюсь обращаться к современным научным исследованиям, потому что поток информации и новых научных знаний очень стремителен.
– Как относитесь к системе ЕГЭ?
– Я поддерживаю эту систему, прежде всего потому, что оно дает возможность ребятам из глубинки поступать в лучшие учебные заведения страны. В то же время важна модернизация экзамена. На сегодняшний момент мы уже практически ушли от «угадайки», от выбора ответа и это очень важно. Задания сегодня позволяют ребятам творчески мыслить. Я согласен с нашим министром Ольгой Васильевой в том, что по гуманитарным предметам стоит вводить устную часть.
– Какова ваша цель как учителя?
– Их много – и ближайших, и стратегических. Хочется добиться того, чтобы ребята, приходя на мой урок, любили мой предмет и осознали важность истории, образования в целом. Через год выпустятся из Ульяновского государственного педагогического университета первые мои выпускники, которые прошли бакалавриат исторического факультета. Я думаю, что некоторые из них точно придут в школу, захотят вернуться именно сюда. Они проходили у нас практику, и у них по-прежнему горели глаза. Так что одна из целей – «заражать» своим предметом, любовью к истории.