Яндекс.Метрика
Железный век. Сто лет исполняется со дня открытия Императорского моста
13:3105 октября 2016

Город, вставший на великой реке, ей же оказался и разделен. Часто жители двух частей Ульяновска именно свой берег считают «главным», более удобным, красивым. Соединить два мира помогает результат работы инженеров – мост.

Первый мост через Волгу в Ульяновске был открыт 5 октября 1916 года, и до сих пор используется по назначению. В противовес новому Президентскому мосту, он имеет название Императорский, а в разное время еще несколько – Николаевский, мост Свободы, Ульяновский,  Симбирский, «Старый».

По мосту длиной 2089 метров проходят автомобили, а также есть железная дорога. И именно для поездов мост строился изначально. После строительства Куйбышевского водохранилища мост в 1952-1958 годах реконструировали и построили автомобильную очередь. А уже в 21 веке начали капитальный ремонт, после которого на переправе не осталось примет дореволюционного времени.

Приближаясь к левому берегу Ульяновска по мосту, можно увидеть главные достопримечательности города: Ленинский мемориал, гостиницу «Венец», здание-памятник Гончарову, парк Дружбы народов. Но насладиться этими видами можно только из окна транспорта – пешеходам заходить на мост запрещено.

Вопреки всему

Мост строила Волго-Бугульминская железная дорога. Проект переправы создал инженер Николай Белелюбский при участии коллег Андрея Пшеницкого и Оттомара  Маддисона.

«Этот мост считается величайшим в Европе. Длина его достигает двух верст, а вместе с эстакадами и более двух верст. Строится мост на четырнадцати быках. На постройке занято до 3.700 рабочих», – писали в иллюстрированном журнале «Искры. Воскресенье» от 20 июля 1914 года.

Строительство заняло три года, за это время случилось два происшествия. 7 июля 1914 года произошел пожар, обрушились и были повреждены мостовые фермы. Продолжив работу после пожара, строители столкнулись с еще одной бедой, на этот раз уже природного происхождения: в мае 1915 года произошел оползень Симбирской горы.

В советское время мост стал печально известен после трагедии на теплоходе «Александр Суворов» 5 июня 1983 года. Судно зашло в несудоходный пролёт моста. В это время по мосту следовал грузовой поезд, часть вагонов сошли с рельсов и попали на теплоход. Погибло не менее 176 человек.

Память в серебре и 29 миллионов

Свидетельства и рассказы о строительстве моста сохранились в записях симбирянина Ивана Якушина. Он был курьером управления по сооружению новых железнодорожных линий и моста через Волгу в Симбирске и по собственной инициативе собирал материалы об этом без преувеличения великом деле.

Благодаря записям Якушкина, удалось доказать, что торжественная закладка моста состоялась 3 марта 1913 года. Серебряная пластина с гербом России и Симбирска и записью о дне закладки была заложена под шестую опору моста. Также из записей следует, что мост строили около четырех тысяч человек, а сумма работ после всех корректировок составила 28,916 миллионов рублей золотом.

Делегация для церемонии открытия моста начала шествие в 11 часов утра от Соборной площади. «У портала я флагом остановил поезд, из вагона вышел епископ, щедро оплескав всех кругом (и надо сказать, в этом он был прямо гений), а начальник, губернатор и председатель Правительства, вместе с Белелюбским заклепали 3 традиционные серебряные заклёпки в холодном виде в специально оставленном для этого случае месте…» – вспоминал Иван Якушкин в своем дневнике.


Фото: https://pastvu.com/https://ru.wikipedia.org/