Яндекс.Метрика
Понять природу детства. Кто такие «жоховские» школьники?
14:2627 мая 2016
Дети растут быстро, и пока этот процесс не прекратился, большинство родителей интересует один вопрос – как помочь ребенку вобрать в себя всё лучшее. В принципах воспитания взрослые зачастую перенимают схемы своих родителей, но каждый век несет свои открытия. То, что раньше считалось признаком слабости, баловством, сейчас становится уважением к ребенку, проявлением его природы. А обучение стремится за уровнем развития каждого конкретного маленького человека.  

Песни для мозга

Девять месяцев назад в Ульяновске появился класс, где начали учить читать, писать и считать с подходом, который автор назвал природообразным. Заслуженный учитель России Владимир Жохов создал свою методическую систему на основе принципов педагога Иоганна Генриха Песталоцци. Система используется в ряде городов России и с помощью инициативных родителей пришла в Ульяновск. Первоклассники школы №6 имени И.Н. Ульянова за этот год научились тому, что проходят к концу младшей школы, сами делают домашнее задание и с удовольствием ходят на занятия.

В первом классе ребята проходят три основных предмета – математику, письмо и риторику. Как учитель математики Жохов сделал упор именно на эту дисциплину. Вникание в предмет начинается ещё до звонка – ребята решают небольшие задания, которые проверяет один из одноклассников. В свободное время ведут себя, как обычные дети, – бегают, прыгают, ссорятся и мирятся, смеются и думают о чем-то своём.

Эти первоклассники к концу года умножают двузначные и трехзначные числа, делят, считают до миллиона, работают с отрицательными числами, знакомятся с дробями, осваивают уравнения, задачи в два действиях. На уроках русского языка определяют род и число имен существительного и прилагательного, распознают части речи. Идея системы – сохранять и развивать творческий потенциал человека, заложенный при рождении. В этом помогают такие дисциплины и науки, как нейрофизиология, психолингвистика и синергетика.

Первая задача – развить лобную долю головного мозга, которая отвечает за принятие решений, индивидуальность, движение и речь. Для этого используют упражнения, которые в обычной школе дают более старшим детям. Кроме зарядки перед уроком, дети часто поют песни, играют – так задействуются оба полушария мозга.  

Свобода, ответственность и восторг

Во время решения устных примеров или пения дети заводят руки за спинку стула – так расслабляются позвонки и выпрямляется спина. Мультимедийные разработки, которые выводятся на экран на всех уроках, разработаны с тем же учетом: примеры появляются в разных частях экрана, так выполняется гимнастика для глаз. «Во время работы с экраном дети смотрят на задание, на учителя и к себе на маркерную доску. У двоих детей в классе за этот год улучшилось зрение», – говорит мама одной из учениц и одна из инициаторов открытия класса Татьяна Желтова.

Методику применяют для разных детей – и гиперактивных, и с задержками развития. В 1 «В» класс пришли в том числе «сложные» дети, которые за год достигли больших успехов. «В начале года несколько человек прятались под партами, отворачивались, ничего не хотели делать. Папа одного ребенка, очень крупный мужчина, говорил со слезами на глазах, что у нас ничего не получится, теперь очень доволен, ребенок всё делает и решает», – говорит классный руководитель Валентина Горшунова. По её мнению, система воспитывает личность ребенка, делает его уверенным и желающим учиться.

Урок проходит очень интенсивно, что требует полной отдачи учителя – отвлечься на заполнение журнала или беседу с коллегой не получится – начнется шум. По словам классного руководителя, всё, что было запланировано, по большей части удалось сделать, наравне с коллегами из других городов.

«Когда я посмотрела первые 15 минут видео о методике, посчитала её нереальной. А досмотрев до конца, поняла, что это нужно именно моему ребенку и мне, – говорит

Татьяна Желтова. – У меня очень активный ребенок, и что происходило в детском саду, не нравилась: все по струночке ходят, на цыпочках перед воспитателями, ручки на колени».

В таких классах декларируется свобода. На уроках разрешается свободно ходить, выполнение домашнего задания считается наградой, а не долгом. При этом дети не подпускают к себе родителей для помощи – учатся делать сами. «Это рассчитано на то, чтобы ребенок умел себя организовывать, у него освобождалось время на что-то другое. Каким образом это происходит, я не знаю, сказка какая-то, – удивляется Татьяна. – При этом у детей есть тяга к знаниям. Дочь бежит в школу, к одноклассникам. Им все нравится до такого детского восторга, который не передать словами».  

Первые среди старших

Система предполагает, что программу первого класса дети проходят в сентябре, а объем всей начальной школы за год. Но рекорды делаются не ради рекордов – в остальное время детей знакомят с дополнительными и более сложными и темами – астрономией, географией и другими. В первом классе ребят работают без учебников и тетрадей, а со второго класса начинается работа в тетрадях и формирование почерка. По другой системе и учатся читать.

Родители справедливо задают вопросы – как такому ребенку, привыкшему к свободе, учиться дальше? Для средней школы ничего подобного нет. Но методика должна помочь и в дальнейшем развитии.

При этом отмечается, что методическая система может и не подойти конкретному ребенку, и не каждый первый класс переходит во второй. Продолжат ли в школе №6 эту работу, пока неизвестно, решение принимает автор. Сейчас в Ульяновске набирают ещё два первых класса, которые будут работать по этой методике, в школах №46 и №63. Система отвечает федеральным государственным образовательным стандартам, и, по словам автора, уровень развития детей даже перекрывает эти требования.  

Что можно сказать по одному увиденному уроку: несмотря на высокий уровень знаний, который показывают ребята, они не теряют детских качеств. Пока обучение и игра для них где-то рядом, всё воспринимается легко и естественно. Какими вырастут эти дети – умными и подкованными, успешными, или гениальными? Хотелось бы, чтобы они стали в первую очередь счастливыми, а это зависит не только от методик.    



Мария Сайгина

Фото Дениса Павленко, Валентины Горшуновой