Причины оползней на волжском склоне установит независимая экспертиза
12:0721 Апреля 2016

По заказу Общественной палаты Ульяновской области будет проведена независимая экспертиза оползневых процессов. Об этом заявила сегодня на заседании Законодательного собрания председатель ОП Тамара Девяткина. Решение было принято вчера на Совете палаты. Будет сформирована рабочая группа с участием независимых экспертов федерального и регионального уровня, представителей от фракций политических партий в Законодательном собрании области, затем будет выбран авторитетный независимый институт, который и проведет экспертизу причин возникновения чрезвычайной ситуации на волжском склоне. 

Режим ЧС 

Настоящей городской бедой весной 2016 года стали оползни. Вчера стало известно, что режим чрезвычайной ситуации введен в Ленинском районе. Там на улице Любови Шевцовой на склоне Милановского зафиксирован обвал грунта на площади 950 квадратных метров. Пострадавших нет. Место обрушения огорожено, выставлены контрольные маяки. По поручению врио губернатора Сергея Морозов,жильцы пяти домов, находящихся в непосредственной близости к склону будут переселены. По словам зампреда правительства – министра промышленности, строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области Александра Букина, сейчас идёт определение  объёма средств, необходимого на данные цели. В режиме ЧС с 5 апреля живет и Железнодорожный район. Здесь из-за подмыва талыми водами на грузовой «восьмерке» спуска Степана Разина обрушилось дорожное полотно на протяжении 100 метров, а спустя еще пару дней поехал склон на «Ленинских горках». По счастью, в обоих случаях обошлось без жертв. Проезд по грузовой «восьмерке» закрыт. На месте работают дорожные службы. Круглосуточно они вывозят грунт с языка оползня. Железнодорожная ветка работает без перебоев. 

Высокий правый берег Волги на всем протяжении от Ундор до Ульяновска и Сенгилея ползет ежегодно. Об этом говорит бывший главный геолог Симбирской геологоразведочной экспедиции Евгений Бондарович, посвятивший волжским оползням почти 50 лет. По его словам, в этом году оползни спровоцировала погода, грунт перенасытился влагой, а водоотводные штольни были забиты и не справились с количеством воды. Кроме того, с каждым годом увеличивается нагрузка на склон. Ему вторит и генеральный директор ЗАО «УльяновскТИСИЗ» Сергей Трибунский. 

«Оползни – это нормальный природный процесс, – отмечает он. – Что касается грузовой «восьмерки», она была построена почти 60 лет назад и совершенно не рассчитана на то количество машин, которое по ней проходило. Тогда для грузового транспорта из Речного порта был предусмотрен выезд на улицу Локомотивную. В последние годы им большегрузы пользуются все реже. Кроме того, когда ее запускали в 60-х годах прошлого года, дренажную систему до конца не доделали. Сейчас работа на склоне идет ежедневно, главное, не допустить грунт до железной дороги. Что касается склона Милановского, то он ежегодно в результате выветривания теряет 2-3 метра». 

Оползни и их последствия 

Одним из самых крупных стал оползень в 1915 году во время строительства первого моста через Волгу. Огромные пласты земли повалили несколько аркад быков моста. Сильные разрушения принесли городской инфраструктуре оползни 1945, 1955, 1957, 1979 годов. Так, в 1955 году в результате оползня вышло из строя более 700 метров железнодорожного полотна, после оползня 1979 года движение поездов остановилось на четверо суток. Прошедшие накануне дожди не повлияли на скорость движения оползня. Оползень по-прежнему удерживается на расстоянии порядка 50 метров от железной дороги. Как отметил заместитель председателя комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта Ульяновска Сергей Демидов, в районе бровки склона, выше грузовой «восьмёрки», идёт обустройство двух веток дренажа, они будут отсекать поверхностные и находящиеся в нижних слоях земли воды со стороны улицы Железной Дивизии и направлять их в действующую ливневую канализацию. Продолжается перекачка воды из колодцев, Аптской штольни и подземных линз в штольню «Город-порт-мост». 

Представители комитета ЖКХ, управляющих компаний, управлений МЧС и Главрегионнадзора по Ульяновской области, администраций Ленинского и Железнодорожного района с 6 апреля осматривают жилые дома на улицах Минаева, Каштанкина, Свободы, спусках Степана Разина и Минаева. По состоянию на 15 апреля, только один частный дом – № 22 по спуску Минаева – имеет отошедшую на 15-20 см бетонную стенку пристроя. На трещину, а также на дом № 27 по улице Каштанкина установлены сигнальные маячки – контрольные ленты с печатями, их состояние проверяется каждый день. На фасады высотных домов № 9, 15 и 44 по улице Минаева наклеены специальные светоотражающие элементы, по ним представители одного из институтов Санкт-Петербурга будут определять геодезическую обстановку в районе. 

Экспертизы

Первые экспертизы, проведенные специалистами институтов «Ульяновск ТИСИЗ», «Гипрокоммунстрой» и «Гражданпроект», показали, что оползень пришел в движение из-за перенасыщения почвы влагой. По поручению врио губернатора Сергея Морозова будет проведена и независимая экспертиза, на нее может потребоваться несколько месяцев. Сейчас выясняется, какие проектные институты Российской Федерации смогут её выполнить, они должны иметь соответствующую квалификацию специалистов, допуски к проведению необходимых работ.

Врио губернатора Ульяновской области Сергей Морозов 14 апреля, встретился с министром РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий. Глава региона доложил Владимиру Пучкову об обстановке на склоне. Глава МЧС одобрил предпринятые меры.

На аварийно-восстановительные работы может потребоваться несколько миллиардов рублей. Депутаты Законодательного собрания уже подготовили и направили обращение председателю правительства Дмитрию Медведева, с просьбой выделить необходимые средства на восстановление волжского склона.