Российский кинокритик, радиоведущий и журналист, кинообозреватель 29 марта встретился с ульяновскими зрителями в историко-мемориальном центре-музее Гончарова. Лекция носила название «Год кино: грозит ли нам кризис?». Антон Долин приехал в рамках проекта «Академия кино», который проходит в области в рамках Года российского кино.
Одна из задач Года кино, объявленного в стране – создать сеть кинотеатров в малых городах. Как отметил критик, для новых залов необходим широкий, и как предполагается, отечественный репертуар, а тем временем выросло целое поколение людей, не привыкших ходить в кино. Это влияет на прокатные сборы и дальнейшую политику кинотеатров. Тем не менее российский кинематограф оценивают на мировом уровне. В прошлом году впервые российский фильм «Левиафан» получил «Золотой глобус». А в этом году отечественный мультфильм «Мы не можем жить без космоса» Константина Бронзита номинировался на Оскар.
В 2015 году на Венецианском фестивале представили фильм Александра Сокурова «Франкофония». Русскоязычная картина русского режиссера сделана по заказу лучшего музея мира Лувра. Но фильм – франко-немецкого производства. «Почему так? На российские деньги, на русском языке Сокуров примерно 10 лет назад сделал фильм «Русский ковчег». Это уникальный фильм, снятый без единой монтажной склейки в музее «Эрмитаж». Полтора часа, документальное и игровое, историческое и настоящее, живой оркестр под управлением Гергиева, знаменитые актеры и настоящие посетители Эрмитажа, и Пиотровский – всё это в одном фильме, вся Россия. Он шел в Москве в единственном кинотеатре, через неделю его сняли, потому что залы были пустые. Есть ли у нас моральное право хоть кого-то, кроме себя, обвинять в том, что с русским кино не все в порядке?», - подытожил Долин
Единственным настоящим ответом российского кино журналист считает выпуск хороших фильмов, которые будут снимать талантливые люди: «Я уверен, что российское кино, оплакиванием которого мы занимаемся, на самом деле в полном порядке. Единственное, надо, чтобы все халявщики отвалились и остались те, кто потом и кровью, собственными деньгами, рискуя разорением и долговой ямой, снимает кино». Слушатели лекции обратились с вопросами о показе некассовых, авторских фильмов. Зачастую их нельзя увидеть на широких экранах. В городах распространена практика обращаться в кинотеатры с просьбой показать ту или иную картину в ограниченный срок. В Ульяновске такую возможность предоставляет кинотеатр «Художественный», где каждую среду в 10:00 показывают картины по заявкам зрителей.
«Кинотеатры тоже рискуют, им страшно брать фильм и потом видеть пустые залы», - отметил Долин. Сам я на фильмы я хожу бесплатно, потому что это моя профессия, но с детьми хожу за деньги, на выставки, филармонические концерты мне в удовольствие купить билет, сделать маленький бизнес тому, что я считаю благородным делом». В качестве яркого примера регионального кино в России кинообозреватель отметил якутские фильмы. «Это отдельная маленькая кинематография, они снимают на якутском языке, фильмы рентабельны. Это кино с элементами этнографии, но узнать из него, как живут якуты, сложно, это жанровое кино. У них замечательные фильмы ужасов и отличные комедии, со своим парадоксальным специфическим юмором».
В Ульяновске кинокритик посетил краеведческий и художественный музеи, побывал на экскурсиях в мемориальном центре И.А. Гончарова и Музее изобразительного искусства XX-XXI вв. «Я совершенно очарован городом, особенно его старинной, исторической частью, такой интересной и так хорошо сохранившейся. Это просто поразительно! Знаю, что Ульяновск вошел в сеть креативных городов ЮНЕСКО, уверен, что это станет дополнительным стимулом к его развитию», - отметил Долин. Также после визита кинообозревателя были достигнута договоренность о приезде в город мамы Антона, советской и российской певицы, поэтессы и барда Вероники Долиной. Планируется, что она примет участие в цикле встреч читателей с поэтами и писателями в библиотеках.
Мария Сайгина