Яндекс.Метрика
Космос в гравюре, «прозрачный» фарфор и голубь мира. В Ульяновске открывают редкую выставку искусства Китая и Японии
13:2501 марта 2016
Восточный мир всегда отличался от западного особым видением, а его искусство – изяществом и утонченностью. Нежные тона китайского фарфора или тонкие линии японской живописи привлекали и симбирских дворян, и современных коллекционеров. Часть собраний представят на выставке в областном художественном музее.

Экспозиция «Таинственный мир востока. Искусство Китая и Японии XVII-XX веков» откроется 3 марта. До конца апреля посетители смогут увидеть более 150 предметов – свитков, гравюр, предметов фарфоровой посуды, вышивок, фигурок из нефрита, дерева, лаков и других вещиц. Над выставкой работает искусствовед, научный сотрудник фондов декоративно-прикладного искусства и скульптуры художественного музея Ирина Воронова. Этой темой она занимается более 15 лет. Ирина Александровна рассказала, чем отличается фарфор разных эпох, откуда в селе Акшуат появился английский фаянс, и как эклектика пришла из Китая.

– Восточное искусство заслуживает такого же внимания, как западное, – убеждена Ирина Александровна. – Частые перемены в постоянной экспозиции невозможны, поэтому делаем выставки. Это будет третья подобная в музее.  

– Как вы заинтересовались этим искусством?

– На третьем курсе в Российской академии художеств с таким предложением ко мне обратилась мой преподаватель, Вирко Борисовна Блэк. Восточная тема была довольно сложной для изучения, мало литературы на русском языке. Были те, кто начинал и бросал этим заниматься. Я работала хранителем декоративно-прикладного искусства в художественном музее, и вспомнила, что у нас есть китайский фарфор. Так и начала работать с ним. Всё нужно было разбирать, перепроверять, составлять инвентарные карты. В итоге я и курсовую, и диплом писала по восточной теме.  

Горы, космос и цветы  

– Расскажите об экспонатах выставки. Почему представлены именно они?

– Изобразительное искусство будет представлено свитками и гравюрами. Свитки – 2,45 на 0,95 метра. Это может быть бумага, шелк, акварель, тушь. Эти свитки интересны тем, что они традиционные. Например, Ху Де-Тге – китайский художник XX века, но его работа решена в традициях старых мастеров. Это пейзаж, художник как бы стоит на горе и окидывает взглядом пространство. Построение композиции там такое, что есть несколько планов – горы, вода, и кажется, что ты приобщаешься к космосу. В Китае сформированы такие философские взгляды – человек является частицей огромного космоса, и через природу происходит общение с пространством. Это жанр шань-шуй («гора-воды» – прим. авт.). И выставляем жанр «цветы-птицы», один из мотивов – хуаняо. Крупнейший представитель этого жанра в Китае Ци Бай Ши, художник XX века. У нас есть его свиток, изображены цветы с черными листьями. В тончайших размывках, серовато-серебристых тонах он передает эту красоту окружающего пространства.  

Не уступаем Эрмитажу  

Самое древнее, фундаментальное искусство в китайской культуре – фарфор.

– Я отобрала блюда конца XVII – начала XVIII века, это период императора Канси, – рассказывает Ирина Воронова. – Они решены в гамме так называемого зеленого семейства, что характерно для того периода. Зеленое семейство – это цвет глазури. Есть черная глазурь, лиловая. Эти предметы получили распространение во всем мире. Такое блюдо находится в государственном Эрмитаже в экспозиции. Эта аналогия для нас очень ценна, потому что выше планки нет.

В начале XVIII века появляются отдельные предметы «зеленого семейства» с нечетким, размытым рисунком. В это время ему на смену приходит розовое семейство. Начинается период императора Юнчжена (1723 – 1735 годы).  Розовое семейство отличается изысканным декором и сразу становится популярным в Европе.

В середине XVIII века в искусстве Китая началось смешение стилей, техник. В одном предмете можно было увидеть присутствие разных орнаментов, позднее это развилось в эклектику, орнаментаризм и приобрело распространение в Европе. Китайские мастера стали ориентироваться на рынок, через послов поступали заказы. И естественно, люди, которые заказывали, ставили свои условия – какой декор им нужен или герб. Появились предметы с разным декором. Так, в фондах ульяновского музея есть блюдо с арабской вязью.  

– Теряется ли художественная ценность вещи от ориентации на рынок?

– Не всегда. Могли быть заказы очень дорогостоящие, когда человек работал с художником, сейчас бы мы сказали – с дизайнером, и определил свои вкусы. Могли выпускаться хорошие вещи, коллекционные.  

– Что еще будет на выставке из китайской коллекции?

– Фигурки из нефрита, его китайцы называют «камнем из камней». Они настолько научились  обрабатывать его, что не понимаешь, как такое возможно. Из нефрита вырезают различные коробочки, чашечки, предметы посуды. Будут представлены маленькие статуэтки богини Гуаньинь, лягушки, фантастической птицы, а также резьба по дереву и камню.


Другое древнее искусство – лаки. Это техника декора изделий из дерева или металла, покрытие многими слоями лаконосного дерева. В одной из шкатулок между слоями лака поместили перламутр и фольгу в виде цветов сакуры. По этой же технологии украшена обложка японского альбома конца XIX – начала XX века. Внутри покрытия рыбки, плавающие среди водорослей из перламутра. Есть ваза XVIII века, украшенная цветным красно-коричневым лаком. Ещё более тонкая работа – тончайшая резьба по верхнему, ещё не затвердевшему слою лака.  

Японское изящество и реалистичность  

Отдельную витрину заполнят предметами японского искусства.

– Мы выставим японский фарфор XVII-XX веков, созданный в одном из керамических центров Японии городе Сацума. Фарфор из посёлка Арита расписан красно-коричневой глазурью, подглазурным кобальтом и золотом. Это традиционное сочетание, которое культивировали японцы в XVIII – XIX веках. Подобные предметы есть в крупных музеях страны, – говорит искусствовед.

Кроме фарфора, выставка обещает удивить изящными экспонатами, которые особенно понравятся дамам – веера из кости и перламутра и носовые платочки.

Во второй раз для посетителей будет показано уникальное панно «Голубь мира»:

– Это вышивка гладью, невероятной, тончайшей работы. На прошлой выставке оно висело на большой высоте, и посетители принимали его вышивку или графику. Поэтому в этот раз мы решили повесить его поближе, чтобы человек мог рассмотреть, восхититься, в конце концов, может быть, попытаться создать нечто подобное. Подобная вышивка хранится в Гатчинском дворце Павла I.

По словам Ирины Александровны, предыдущая выставка пользовалась успехом, и секрет этого в необычности восточного мира:

–Мы назвали экспозицию «Таинственный мир Востока», потому что, сколько его ни изучай, к нему подходишь каждый раз как впервые. Он требует внимания и терпения, потому что это неповторимый мир, очень сложных композиционных, колористических решений, со своей индивидуальностью, лицом.  

Поливановы фарфор в сервантах не держали  

– Экспонаты выставки – это только часть существующих фондов?

Малая часть. Весь фарфор мы представить не можем, его около трехсот единиц. Не можем представить всё прикладное искусство. У нас есть вышивка, отдельные предметы – подушки, театральный костюм с вышивкой гладью с золотом. Возможно, его тоже покажем.

Есть китайская вырезка из бумаги. В Китае даже домохозяйки достигли в этом совершенства, делают такое бумажное кружево. Мы выставляем то, что на наш взгляд, представляет интерес.  

– Откуда появлялись экспонаты в музее?

В Россию они поступали от послов как дары императорам, от коллекционеров. В 1919 году по ленинскому декрету национализации коллекции были переданы в госмузейный фонд, а затем в 20-е годы перераспределялись по городам и весям, в том числе и к нам. Но основу собрания составили коллекции наших симбирян – Владимира Поливанова, одного из инициаторов создания нашего музея, и Екатерины Перси-Френч, последней представительницы симбирского дворянского рода Киндяковых. У Поливанова больше вещей, есть раритетные, и в то же время поздних вещей много. Возможно, они бытовали, ими пользовались в семье. Перси-Френч больше коллекционировала западноевропейские произведения искусства.

Однажды я столкнулась с таким случаем. Меня пригласили на экспертизу, принесли тарелку, английский фаянс конца XIX – начала XX века. Я спросила, откуда: говорят, из имения Поливановых в Акшуате. Вещи поступали от него в музей. Музей приобрел это блюдо, теперь оно у нас.

Ещё у нас одна старушечка работала в музее, она из Акшуата. Рассказывала, что её отец-врач приобрел на аукционе несколько предметов. Они пошли домой, ей дали два кувшина, купленных на аукционе. А она ребенок, и случайно столкнула их и разбила. Но никто даже внимания на это не обратил.  

Фарфор – дело тонкое  

– Есть ли у вас любимый экспонат?

– У каждого предмета есть свои особенности, очень много достоинств. Мне божество Гуаньинь очень понравилось. Но когда смотришь на всё – это эксклюзивные вещи, в музей ни одна просто так поступает. Даже поздние, XIX века, имеют свои достоинства. Смотришь, например, на костяной фарфор, он хоть и позднего периода, а просвечивает. Думаешь, как так можно сделать?! Невероятная тонкость, мастерство в росписи. А когда у тебя в фонде тысячи вещей, и постоянно ежедневно этим занимаешься, то в каждом предмете стараешься открыть что-то новое.  

– Известно, что в музее составлен каталог китайского фарфора, и его пытаются издать.

– Я его начала составлять, ещё когда училась. Консультировалась с ведущими сотрудниками Эрмитажа, со своим научным руководителем Татьяной Борисовной Араповой. Это каталог китайского фарфора XVII-XX веков с иллюстрациями, в данный момент он готовится к изданию.  

Познакомиться с искусством Востока можно на выставке в Ульяновском областном художественном музее. Адрес: бульвар Новый Венец, 3. Выставка будет работать с 3 марта до конца апреля.    



Мария Сайгина

Фото предоставлено областным художественным музеем