Клуб «Симбирский глагол».
Ведущий Клуба – Жан Миндубаев.
Тема заседания: «Обаяние нового звука».
Гости Клуба:
– поэт и краевед Николай Марянин;
– поэтесса Виктория Тихонова.
От ведущего.
При чтении творений новоявленной на ульяновском поэтическом горизонте «Девочки Вити» я был, говоря откровенно, слегка озадачен (как, впрочем, испытываю то же ощущение при знакомстве со стихами другого молодого поэта, о котором тоже будет в свое время поведано в «Симбирском глаголе»). Я пытаюсь понять суть этой озадаченности и прихожу вот к таким умозаключениям:
–
несомненно, «Девочка Витя» не обделена поэтическим мироощущением;
–
понятно также и то, что как любой более-менее способный автор, она пытается как бы раздвинуть границы привычного нам, россиянам, классического лексико-эмоционального поэтического горизонта;
–
хороша также и густая метафоричность начертанных строк...
–
? хоть под Новый год принято дарить всем только сладкое и блестящее, все же не удержусь и одно соображение выскажу.
Оно таково: кроме плосковатого «горизонтального» расширения поэтическая вселенная всегда нуждается еще и в расширении «объемном». Говоря проще: нуждается еще и в освоении высот и глубин как чувства, так и мысли.
Будем надеяться, что «Девочка Витя» станет еще и «Моной Лизой».
Жан Миндубаев.
Николай Марянин:
Поэтическая Виктория
В октябре уходящего года меня пригласили в жюри молодёжного конкурса поэзии «Станция «Белая». Причём, сама молодёжь этот конкурс и организовала в ульяновском «Хаб-кафе» на улице Железной Дивизии.
Перед этим инициативная группа «СиТ» бросила клич в ?нтернете и отобрала 12 лучших молодых поэтов от 14 до 32 лет для очного поединка. После трёх туров напряжённой борьбы выявилась тройка победителей: 1-е место — Девочка Витя, 2-е — Олеся Апрельских, 3-е — ?ван Волгин. То, что победителем станет «Девочка Витя», у меня не было сомнений с первой минуты, как только членам жюри раздали подборки конкурсных стихов, где я прочитал:
«Словно яблока ломтик, без сна
подрастает луна понемножку.
Меня в нос целовала весна,
как бездомную рыжую кошку».
Впрочем, и несколько десятков болельщиков были того же мнения, во всех трёх турах они неизменно встречали «Девочку Витю» овациями и криками поддержки.
Настоящее имя автора — Виктория Тихонова. ? первый вопрос, который мне захотелось ей задать: а откуда такой забавный поэтический псевдоним? Оказалось, что так её звала в детстве подружка, и, когда появилась потребность обнародовать в ?нтернете свои первые стихи, она назвалась «Девочкой Витей». ? быстро стала популярной в сети, особенно её «бездомная рыжая кошка». Стихотворение это начали перепечатывать, часто без указания автора, а кто-то написал и свои стихи, подражая «Девочке Вите».
А вот печатных публикаций у Виктории пока нет, и даже то, что в Ульяновске существует журнал «Симбирскъ», она впервые узнала от меня. Я вручал ей диплом победителя конкурса «Станция «Белая»...
Виктория Тихонова родилась и выросла в уральском городе с поэтическим названием Златоуст. «С раннего детства мой папа знакомил меня с природой, – рассказывает она. – Мы часто ходили в походы, где он делал восхитительной красоты фотографии. Уральские озёра, реки и горы сразу врезались в мою память своей потрясающей красотой. Мне и по сей день сложно представить отдых вдали от природы. Помню, как папа учил меня читать – казалось, я никогда не смогу ровно произносить слоги. Листая красочные детские энциклопедии, я подчёркивала научные термины и понятия, изо всех сил пытаясь вникнуть в их суть. Терялась в мечтах о будущей профессии: ветеринар, или зоолог? Учитель, или доктор? Работник дельфинария, или кинолог? Актриса, или учёный? В школе моими увлечениями были уроки литературы и биологии, а также посещение изостудии и танцевальной школы».
Но в итоге поступила Виктория в Челябинский государственный педагогический университет, на факультет дошкольного образования, а позже перевелась на филологический. Вот как она вспоминает эти годы: «С самого первого курса я вошла в труппу народного студенческого театра «Профиль», в котором обучалась и играла шесть лет, и каждый день, проведённый в нём, вспоминаю с теплотой и любовью. В 2013 году наш театр занял 3-е место на городском фестивале «Весна студенческая», а я – 1-е место в номинации «Лучшая женская роль».
Тогда же Виктория начала писать свои первые серьёзные стихи. «Принимая участие в различных конкурсах, выступая на фестивалях, я всё глубже погружалась в новый, доселе неведомый мир, – делится она впечатлениями тех лет. – ?зучая литературу, терялась в произведениях именитых классиков. ? проза, и стихи стали дверцей в души других людей. Я научилась понимать произведения, чувствовать все оттенки смысла, заложенного в них. На практике в школе, обучая детей, я всегда старалась давать им чуть больше обычной школьной программы. Мои пятиклассники знали все виды рифмы, ученики девятого класса – «Портрет Дориана Грея» и некоторые из произведений Гофмана. Тогда же я поняла, что не ошиблась с выбором профессии: в начале урока на вопрос «Кому понравилось произведение «Сигнал»?» откликнулось два-три человека, а в конце урока руки поднял весь класс».
Ну, а после университета Виктория Тихонова переехала в Ульяновск. Работает в нашем городе педагогом-организатором, хочет стать педагогом дополнительного образования в центре детского творчества и организовать свой литературный кружок для детей. «Моё образование и любовь к стихам помогут в этом деле», – считает юная поэтесса.
Что-то мне подсказывает, что мечта её сбудется, талантливым и настойчивым обязательно должна улыбаться удача, тем более, если твоё имя Виктория, что означает — победа.
Предлагаю читателям окунуться в мир её ярких поэтических фантазий...
Виктория Тихонова
Опять молюсь о свете и весне...»
У меня под кожей – вода.
? киты. ? ир
ис с бергамотом.
Литр виски, два кубика льда,
и талон к психиатру в субботу.
Вместо поступи – танца надрыв,
беспощадно, до боли, до колик.
Меня нет. Я возьму перерыв.
Вместо подписи – крестик и нолик.
Словно яблока ломтик, без сна
подрастает луна понемножку.
Меня в нос целовала весна,
как бездомную рыжую кошку.
?голка в стоге сена
Осенним дымом омертвевших листьев
дышу, и надышаться не могу.
Давай закурим! Хочется завыть мне,
упасть и спать, закутавшись, в стогу.
Я, как иголка в этом стоге сена,
потеряна в разъездах и вине.
?, вместе с летом преклонив колени,
опять молюсь о свете и весне.
Безрассудно
Может, хочешь в подарок туман
и пластинку с концертами Баха?
Пусть тебе напевает орган,
и рассвет обнимает с размаха.
Если хочется — я обниму
там, на улице, под светофором.
? неважно, неважно кому
не вдыхается вдруг до упора.
По ступеням чечёткой простой
моё сердце несётся вприпрыжку,
и в ответ на «Негодное! Стой!»
слышишь: «Ни за какие коврижки!»
Захлебнувшись сиренью дождя,
изрисую сто метров обоев.
Эта глупость тебе от меня.
Безрассудно. По-детски. С любовью.
Алиса и волки
А мне говорили всё это бросить,
а я оставалась, стуча зубами.
Что ты оставишь, подруга-осень,
кроме рваных страниц Мураками?
Чужое счастье застряло в горле,
его запиваешь - а не проглотишь.
Обидно - да, но обидней вдвое,
когда не понятно, чего ты хочешь.
Чужие всхлипы за стенкой тонкой
слышать - слышишь, как помочь - не знаешь.
Худеют тонкие перепонки:
всё тише, тише, и уж не разбираешь.
Кошмары ночью - ножом за ухом.
Во сне руками воздух хватаешь,
вскочишь, очнёшься - ни сном, ни духом,
о чём там было? ? вспоминаешь.
Побег от тени и волчья поступь.
- Почём там нынче пять грамм любови?
- Пяток - за сорок, сто - за девяносто,
кусочек ночи и капля крови...
Чужой грешок, а своя расплата,
а волки ближе, а волки близко.
Сердце: заплата, ещё заплата.
А совесть - выстрел. А совесть - искры.
Кофейный яд - до дна, скорей!
С ядом обычно люди не медлят.
Горит улица линией фонарей,
иду гореть в ярко-красных кедах.
Медаль нам, скорее! За отвагу психов,
за совесть волчью, за душевный скрип...
А снилось... вспомнила: море, рифы,
русалка, ночь, гусеница, гриб.
Киото
Можно выть, прятаться и орать.
Можно бить кулаком кровать,
проклинать холодные зимы,
жечь в камине поленья осины.
Можно слушать, как чай твой пьётся,
клоун плачет, а зритель смеётся,
стереть губами икон позолоту.
Я не бегу. Просто еду в Ки
ото.
Можно ждать у двери.
Можно сдаться.
Можно плакать, но всё же пытаться,
отгонять в тёмной комнате бесов,
что настойчиво в голову лезут,
умоляя, обнять чьи-то ноги,
повторять: «Жаль, что мы не боги!»
Я не ищу и не теряю работу.
Я просто лечу в Ки
ото.
Утюгом можно сглаживать прошлое,
Говоря: «Вот плохие/хорошие»,
слёзы осени на грабли нанизывать,
или чужие с губ тёплых слизывать,
сидеть на окне в платье белом,
сжав виски, оставлять разум целым,
жить, оглядываясь на кого-то.
А я просто еду в Ки
ото.
Осенний вальс
Температурит за окном
простывшая сестрёнка-осень.
Не спится ночью, только днём
усталость нас на крыльях носит.
Прогнозы шелестят листвой,
дождинки бьются с тихим звоном,
а там, над мутною рекой,
промчался дребезг по вагонам.
Ты слышишь тот осенний вальс?
Он злобно дышит нам в затылок.
? юной осени романс
окончен. Пробил час постылой.
Асфальт
Нарисуй меня с кошкой
и без синяков.
? пожалуйста - чтоб улыбалась.
Развороты асфальта и пара мелков -
действуй!
Мало до ливня осталось.
Если надо -
я мигом тут всё огражу
красно-белой барьерною лентой.
Ты рисуй. А я с кошкой
вот здесь посижу.
Мы сегодня с ней станем легендой.
Контуры
Вместо коктейлей
мешаю гуашь.
Кисть скользит дельтапланом по н
ебу.
Не прорисовывай.
Просто размажь.
Мне бы цв
ета.
Объятий мне бы.
Не рисуй ни цветов, ни кино, ни конфет,
только контуры рукопожатий.
Твои пальцы целую,
и сходят на нет
мои страхи
и бледность
понятий.
Где ты?
Я еду к тебе. Но где ты?
В каком ты затеряна сне?
? сквозь одеял километры
протянешь ли руку ты мне?
Мой взгляд тебя ищет, родную,
в чужой гладкой зыби окна.
Мы с летом дожди вкруговую
прикончили вместо вина.
Я картою улиц знакомых
втираюсь в туман и дожди.
Тебя я люблю невесомо,
ищу тебя, милая. Жди.
? еще от ведущего.
Поскольку мы уже сделали новогодний подарочек начинающей стихотворице, то будет справедливо, если мы порадуем и мастеров стиха и их поклонников. Тем более, что предлагаемые строчки имеют самое прямое отношение к новогоднему настроению.
?так:
…............................................................................
Николай Полотнянко,
( большой мастер поэзии.)
Все снега ждали
Все снега ждали,
Света, солнца,
Привычной нашенской зимы,
Чтоб распрямились от морозца
Густые тихие дымы
На потемневшими домами,
Чтоб пахло вкусно пирогами…
? вот пошел он –
Снег пылящий,
Не выдуманный настоящий.
Взаправдашний хороший снег
Над милой родиною взвился
?, улыбнувшись, человек
Своей улыбке удивился.
Стоит мороз
Туман над Волгою клубится.
Лед у закраин, как стекло.
?з толщи водяной струится,
?сходит летнее тепло.
Стоит мороз, впервые зимний.
Чуть дует ветер низовой.
Речной туман поземкой дымной
Ползет к черте береговой.
В пустых садах деревья голы.
Уныло дачное жильё.
? над пустым бетонным молом,
Как хлопья сажи, вороньё.
Все бесконечно тихо, глухо…
? лишь у берега реки,
Как на стекле оконном мухи,
Сидят у лунок рыбаки.
Александр Лайков,
(тоже неплохой поэзотворец).
Январские ночи.
Январские ночи студёны и долги.
Луна налипает на стёкла фрамуги,
? сыплется хвоя с божественной ёлки,
Как будто заколки с причёски подруги.
? тикают ходики возле гардины,
? капает ямбом вода из-под крана,
Как звонкая рифма великой Марины –
Слегка приглушённо, морозно и странно.
Воркует голубкой вода в батарее.
Тепло и уютно. Все в доме уснули.
Янтарною каплей густой акварели
Мерцает нарядное платье на стуле.
Но дышат соблазном другие картины,
Старинные вальсы, бенгальские свечи,
? вкуса прогорклой осенней калины
Открытые томно роскошные плечи!
Все было и будет прекрасно и мудро:
? ёлки, и вальсы, и шорохи снега!
…Январь истекает. За окнами утро.
? длится любовь до скончания века.
А пока: всех с Новогодьем!
Фото: https://vk.com/devochka_vitya