Яндекс.Метрика
Фёдор Попов: «В нашем фильме есть самое главное, в чём он лучше голливудского – он про нас»
9:3111 сентября 2015

Ульяновск стал городом всероссийской премьеры детского фильма «Праздник непослушания» по мотивам одноимённой сказки Сергея Михалкова. Показ состоялся 8 сентября в рамках литературного фестиваля «Слово. Том первый» – специального мероприятия V Международного культурного форума «Креативный регион – сильная страна».

Фильм презентовал режиссёр и продюсер Фёдор Попов. Перед премьерой он пообщался с журналистами и рассказал о своей киноработе, производственной культуре Голливуда, отечественном кино и своих предпочтениях. Чем дети схожи с животными, как поднять российский кинематограф, и какие фильмы любит сам режиссёр, на студии которого половина фильмов – детские?

Об Ульяновске

В нашем городе Фёдор Попов уже бывал. В 2014 году он представлял свой фильм «Совсем не простая история» на фестивале «От всей души», получил специальный приз жюри.

– Я второй раз в городе. Мне нравится все больше и больше Ульяновск, я прошёл по уже знакомым местам, есть какие-то привычные вещи. И погода приятнее, чем в Москве. Огромная Волга, потрясающий разлив, впечатляющий.


О «Празднике непослушания»

Как рассказывает Фёдор Попов, идея съёмки фильма по повести-сказке Сергея Михалкова возникла в год столетнего юбилея писателя в 2013 году.

– Это произведение культовое, я на нём рос, и мои дети растут, независимо от того, что я снимаю, дочка в спектакле участвовала несколько лет назад. Это работа Сергея Михалкова, которая пережила не одно поколение.

– Показалось, что она наиболее легко переносится на экран. Хотя должен сказать, когда мы стали работать, оказалось, что путь не такой легкий, поэтому мы назвали «по мотивам», чтобы не было претензий. К тому же, как мы потом убедились, тема абсолютно актуальна, и будет ещё очень долго – это отношения родителей и детей. Но мир изменился. Возникли компьютеры, гаджеты, другие средства. Это все в картине присутствует. Мы осовременили историю. Дети у нас играют, к неудовольствию мамы, переносятся в виртуальный мир, у них начинается фантастическая волшебная история из реального мира, переходит в виртуальный и возвращается.

– В нашем фильме есть самое главное, в чём он лучше голливудского – он про нас. Нам же интересно смотреть фильмы про нас, в этом суть. Однозначно, эта картина про нас, про наших детей, про наши ситуации, поэтому есть надежда, что она не оставит зрителя равнодушным.

Мы старались сделать фильм при всех трудностях, а их было безумное количество на нашей картине. Актёр Александр Девотченко, который исполняет главную роль антагониста-злодея, он умер, когда ещё не были закончены съемки. Тут мы, к сожалению, были вынуждены выкручиваться самостоятельно, поддержки не получили.

Пойдёт ли картина в прокат и на каких условиях, пока неясно, так как с прокатом отечественных картин большая проблема:

– Мне интересно, как зрители будут воспринимать картину, дальше будем смотреть от этого резонанса. Картина будет представлена на фестивале «Киношок». Будем смотреть и готовить прокат в зимние или весенние детские каникулы. Это будет либо какая-то крупная прокатная компания, что не очень вероятно, либо будем прокатывать сами, с маленькой компанией, но повнимательней – не тысячу копий, которых задавит какая-нибудь голливудская картина, а более долго, но на меньших экранах.

 

О профессиональном и потребительском вкусе

– Я бы не пошел на детский фильм, потому что у меня другой возраст. Но с детьми пошёл бы, и часто хожу. К сожалению, это фильмы чаще всего не российские, а американские, голливудские. На плохие стараюсь не ходить, но есть много хороших. И я когда хожу, грущу, потому что понимаю, как сильно мы отстали от индустриально развитой голливудской киноиндустрии. Я говорю не о технологии, а об уровне производственной культуры. Потому что кино делается огромным количеством людей, их сотни, и это все люди высококультурные, и они работают в ситуации, где есть прокат, кинофестивали, есть деньги, есть зритель. У нас ничего этого нет, к сожалению. Тем не менее, когда я делаю картину, стараюсь ориентироваться на целевую аудиторию, но обязательно с учётом своего вкуса.

 

О смысле

– Все мои фильмы учат любви. Конкретно этот – пониманию и любви детей к родителям, любви родителей к детям, детей к другим детям, товарищам.

Там мальчик, главный герой – индивидуалист, он все делал сам, и достаточно не по-товарищески относился к товарищам. В конце концов, так развивались события, что он пришел к выводу – необходимо дружить, делать совместные вещи, учитывать мнение друзей, объединяться, чтобы побороть зло, которое возникло на их пути. Вторая мысль – надо относиться добрее ко всему, что происходит вокруг, к родителям, друзьям, и необходимо быть стойким и последовательным, чтобы преодолеть зло. Все идеи, если мы говорим о фильмах, достаточно простые и примитивные. Мы хотели, чтобы фильм был достаточно современным языком рассказан, чтобы люди увидели интересные им вещи, привычные, которые их занимают. Насколько нам это удалось, судить зрителям.

 

О детях и детском кино

Снимать детское кино тяжело, но не потому, что дети – другие. Здесь большую роль играет материальная сторона вопроса:

– Они такие же, может, одеваются чуть по-другому, мода другая, другие игрушки, но они такие же абсолютно. У меня у самого трое детей разного возраста, и я помню свое детство. В этом проблемы нет. Снимать сложно по другой причине. Детское кино – это очень трудоемкий вид деятельности и дорогой. Потому что дети не так легки для работы, как взрослые актеры, а картины обычно с элементами фантастики. Картины у нас все сложнопостановочные, они требуют других усилий, других затрат, другой организации.

– Когда работаешь с детьми, есть некие особенности. Простите за сравнение, но когда с животными работаешь, тоже. Они настолько очаровательны и милы в своей непосредственности, и те и другие. И есть особенность у тех и у других – они очень быстро устают. Дети работают по четыре часа, но физически уставая, они морально неутомимы.  Дети настолько органичны, они иногда даже переигрывают взрослых, потому что они делают это естественно. Они не играют, они существуют.

Об Оскаре

Фёдор Попов – академик «Золотого Орла», «НИКА», а также член российского Оскаровского комитета. Режиссёр получил право отбирать номинантов «Оскара», так как стал обладателем главного приза Московского кинофестиваля.

– Есть некое количество картин, выпущенное за год. В последнее время их все меньше и меньше, до 70 фильмов. Дальше составляется шорт-лист, мы голосуем, возникает список, мы собираемся и начинаем обсуждать. Критериев отбора не существует. Критериями является у каждого отборщика его собственное понимание. Это номинация «Лучший фильм на иностранном языке». Там иногда появляются фильмы из третьего мира, которые явно не похожи на голливудскую продукцию. И у нас иногда происходит такая путаница, мы эти критерии размываем, по-разному понимаем, каждая группировка двигает какой-то свой фильм, исходя из своих пристрастий, своих представлений о качестве и о том, какая картина должна представить нашу страну в конкретный год на этой международной арене. Я говорю это открыто.

Напомним, в голосовании между «Горько!» и «Левиафан» перевесил последний. Фёдор Попов пояснил, почему его мнение не совпало с мнением большинства:

– Я голосовал в итоге за «Горько!» и публично озвучил это. Это не мой фильм, скажу честно, но он лидер в прокате, а в нашей ситуации, когда у нас в прокате труба, это объективное, что я мог предъявить. Что касается «Левиафана», там много достоинств, на мой вкус, но я не считаю это прорывом каким-то, я считаю, она излишне политизирована, и на этом играть не хотелось.


О региональном кино

Несколько лет в Ульяновске обсуждается идея открытия местной киностудии. В необходимости регионального кинематографа режиссёр уверен, но для реализации таких проектов требуется комплекс мер:

– У нас под ногами есть все возможности, которые мы затаптываем. Возьмите любую самую маленькую развитую европейскую кинодержаву – Австрия, Италия, Франция, Германия. Там есть такое понятие – землячество. Если я, скажем, снимаю в Тироле, то тирольские землячества дают мне деньги, если я их трачу в этом месте.

У нашей страны только одна возможность поднять нашу отечественную киноиндустрию – это выстроить стратегию, связанную, в первую очередь, с тем, как привлекать деньги, а не как их получат из бюджета и тратить, получать и снова тратить в надежде, что в следующем году дадут больше.


О российском кинематографе

2016 год объявлен в стране Годом российского кино. По мнению Попова, просто объявления недостаточно, нужна стратегия развития кинематографа:

– Я хотел бы, чтобы государство, президент, руководство не просто объявляли год литературы, год кино, добавляли какие-то деньги на мероприятия. Я бы хотел, чтобы была выработана некая программа, стратегия развития отечественного кинематографа, рассчитанная на длительную перспективу лет. Если мы хотим, чтобы через пять или десять лет в наших кинотеатрах шли если не все, то хотя бы половина или 30% отечественных фильмов, что-то нужно делать. И не что-то одно – это и количество кинотеатров, и количество денег, и то, как они осваиваются, и образование, и статистика, и фестивальная деятельность. И стратегия должна быть выработана с учётом профессионалов, не кулуарно. Тогда это было бы действительно вкладом.

Но подвижки в индустрии всё же есть:

– Лет 15-20 назад по телевидению шли только иностранные сериалы. Сейчас ни одного нет вообще. Огромное количество наших сериалов, есть очень хорошие. Надеюсь, что и кино когда-то такая участь ждет.


«Я не чудак»

На вопрос, кого бы режиссёр хотел снять в своём фильме, будь у него неограниченные возможности, Попов ответил, что он в таких случаях руководствует исключительно расчётом:

– Я не чудак, а это такое чудачество – если бы у меня было много денег, я приглашу Стейтема или еще кого-то. У меня есть любимые актеры, но имея много денег, я бы приглашал западного актера и думал о западном прокате. Я бы начинал просчитывать, руководствоваться не своей симпатией ила антипатией, а прагматикой. Связался бы с продюсером или сейл-агентом, и кого бы мне они сказали, я того бы и пригласил.

Среди любимых актёров Попова – Роберт де Ниро, Джек Николсон, Кир Дуглас. Последнего режиссёру удалось увидеть лично в юности. Из более молодого поколения – Джейсон Стейтем, Лайон Нельсон. А ещё Фёдор Попов признался, что любит боевики и жанр «мужского» кино.

Одним из последних фильмов-удивлений для режиссёра стала картина «Артист»:

– Это фильм великий, и он не такой дорогой. Но он говорит об уровне культуры. Как снять черно-белое немое кино, чтобы люди разного рода были в восторге? Тут все вместе – и сценарий, и юмор, все нюансы. Второй фильм – «Король говорит». Здесь главная мысль – король служит своим подданным. Это ли не актуально сегодня?

 
Мария Сайгина

Фото Ярослава Бычкова