Яндекс.Метрика
Тун Наньсун: «Ульяновск – теплый и гостеприимный город»
9:4726 августа 2015

Китайские партнёры стали частыми гостями в Ульяновске. Налаживать отношения с представителями другой культуры – сложная задача. Эту функцию успешно выполняет отдел по работе с Китайской Народной Республикой в Корпорации развития Ульяновской области. А руководит им Тун Наньсун, который приехал в Россию из Китая и обрёл здесь вторую Родину. О трудностях русского языка, голубом небе и сотрудничестве Ульяновска с Китаем – в нашем интервью.

– Тун, расскажите, из какого города вы к нам приехали?

– В Китае я жил в городе Сыпин провинции Цзилинь. Это северная провинция, недалеко от Пекина, около 900 километров в сторону от Японии, так что там очень много японцев, поэтому я умею даже немного говорить по-японски. А в 2009 году я приехал в Россию поступать в магистратуру. В итоге окончил экономико-математический факультет Ульяновского технического университета по направлению «менеджмент».

– Тяжело было учиться? Русский язык считается довольно сложным.

– Русский язык, действительно, очень сложный. Поначалу он казался мне просто убийственным. Все эти падежи, постоянно меняющиеся окончания в словах – выучить это просто нереально. Но, к счастью, рядом со мной были добрые люди – мои друзья, которые оказывали мне поддержку. В частности, помогали с написанием рефератов: объясняли, что и как надо делать. Потихоньку я освоился, выучил язык. Также мне помогали замечательные преподаватели университета.

– А что было самым сложным в плане культуры? Вы оказались в другой стране с незнакомыми традициями и обычаями.

– На самом деле, любой человек, когда едет за границу, в первую очередь думает о том, что ему там можно говорить и делать, а что нельзя. Вдруг из-за незнания кого-то обидишь своими словами. Правильно? Перед поездкой моя мама давала мне наставления: «Вот о том-то говори аккуратнее, это говорить не надо, у русских людей другой менталитет». Но, приехав, я не почувствовал, что русские и китайцы слишком разные. Ничего подобного. Кроме еды… К российской кухне я до сих пор не могу привыкнуть. Как и все китайцы, я очень люблю рис. Без риса не ощущал себя сытым, постоянно казалось, будто я ничего не ел. А еще у нас не едят хлеб, и для меня это было немного неожиданно, что здесь столько хлеба.

– Какие стереотипы о России существуют в Китае?

– Главный, что здесь холодно. Мы думаем: в России всегда -35 — 40. Может быть, потому что в новостях у нас иногда показывают, как в России машина замёрзла на улице, стоит во льду, люди не могут завести её, даже дверь открыть не получается. И у нас складывается впечатление, что русские постоянно ходят в пуховиках, зимних шапках, укутанные большими шарфами, а на улицах из-за стужи у них мёрзнут губы.

– Опишите ваше первое впечатление от Ульяновска.

– Я могу описать его одним словом – тёплое. Потому что первое впечатление складывается через ситуацию. Помню: зима 2009 года, февраль. Снег по колено. Я шёл в банк оплатить за учебу, шёл в тёплых перчатках. В банке обнаружил, что одну перчатку потерял. Направился на трамвайную остановку и заметил, что прохожий поднял из сугроба какую-то перчатку и положил на ступеньки, чтобы не валялась на снегу. Смотрю: это же моя перчатка! Я взял её, и меня охватило такое тёплое чувство. Наверное, это то, чего хотят все: немного тепла и внимания.

– Знают ли китайцы в массе об Ульяновске? И что именно?

– Конечно, знают. Это же родина Владимира Ленина. А в Китае Ленин – это признанный мировой лидер. У нас все относятся к нему очень хорошо и уважительно. И, безусловно, наслышаны об Ульяновске.

– Как вы оцениваете развитие сотрудничества Ульяновска и Китая? Каковы перспективы?

– Ульяновск имеет много взаимовыгодных предложений по сотрудничеству с Китаем. Здесь создана особая экономическая зона, которая предлагает китайским партнёрам хорошие льготы. Губернатор Сергей Морозов способствует стабильной благоприятной атмосфере для привлечения инвестиций. Ульяновск выбирают многие иностранные инвесторы, причём не только китайские. И это очень важно. В Китае есть мнение, что если сегодня российский политик, например, обещает господдержку, то завтра он может запросто изменить решение. Однако в Ульяновске губернатор создал очень стабильный инвестиционный климат, поэтому я считаю: в этом направлении по сотрудничеству как с китайцами, так и другими зарубежными представителями огромные перспективы. А недавно, в городе Чэнду в Китае прошло мероприятие «Волга-Янцзы». На нём подписали два инвестиционных соглашения, которые будут реализованы в особой экономической зоне – по производству плитки и фасовке чая. А также договорились о реализации в регионе крупного проекта по строительству цементного завода. Как видите, уже есть первые результаты. Это лишний раз подтверждает активное совместное развитие экономики в Китае и Ульяновской области.

– Тун, что вы можете сказать о проекте «Красный маршрут», о котором сегодня очень много говорят?

– Проект «Красный маршрут» в настоящее время уже получил поддержку центрального правительства Китая. В России власти также всячески способствуют его продвижению. Я повторюсь: в Китае очень уважают Ленина. И это касается не только старого поколения, молодые люди тоже почитают советского вождя. Было бы здорово, если бы в рамках «Красного маршрута» каждый китайский турист, приехав в Россию, получил бы значок октябрёнка с Лениным. Оставить такой сувенир на память для китайца будет большой радостью. «Красный туризм» сегодня актуальная тема, и в Китае о нём очень много говорят. Мне кажется: в ближайшее время в Ульяновск направится огромный поток китайских туристов. Наша задача создать в городе необходимую инфраструктуру, без которой принять гостей будет сложно. Как понимаете, поток китайских туристов – это не единицы, а десятки и сотни тысяч человек. И всех надо где-то и как-то принять.

– Что для этого нужно сделать в Ульяновске?

– Знаете, у китайцев есть такая черта характера: мы группируемся и ищем то, что нам близко, знакомо. По-моему, в Ульяновске пора открыть недорогой китайский ресторан. Здесь есть один, конечно, и в нём хорошо готовят, но он не сможет принимать поток туристов. А туристы хотят ресторан или кафе, где будут быстро и недорого готовить китайскую еду китайские повара. И обслуживание, пожалуй, тоже – китайское. Такое заведение должно ориентироваться на массу: одна группа пришла, быстро поела, ушла – за ними уже другая группа. И, на мой взгляд, нужен ещё какой-нибудь тематический торговый центр, в котором будут продавать те же значки с Лениным, сувениры из симбирцита. Предлагаемые товары должны учитывать интересы китайских туристов, тогда те с удовольствием посетят подобный магазин. Безусловно, гости из Китая желают разместиться во время путешествия в недорогих и уютных гостиницах. Пока их в городе не хватает. А остальное… В Ульяновске замечательная экология и природа. Каждый китаец будет доволен. Мне самому здесь очень нравятся живописные места, необъятная Волга, чистое голубое небо.

– Тун, вы уже несколько лет живёте в России, многое узнали о нашем народе. Можете теперь сказать: русские и китайцы больше похожи или всё-таки отличаются?

– Всё-таки отличаются. Главным образом в менталитете. Мы думаем, говорим, вообще подходим к разговору по-разному. Русские более прямые: если что-то не нравится, то сразу говорят, а если что-то нравится, то открыто и безумно радуются. Все эмоции можно прочитать на лице. А китайцы, наоборот, стараются прямо не говорить, если их что-нибудь не устраивает. По своей натуре китайцы сдержанные, прежде чем сказать – думают. А русские поступают иначе, и поэтому им тоже поначалу тяжело общаться с китайцами. У наших народов разный характер.

– В Ульяновске вы получали дополнительное образование. А где вы учились в Китае? Можете сравнить, как учат на вашей Родине и в России?

– Первое высшее образование я получил в своём родном городе по специальности «международная торговля». Но в России качество образования, считаю, лучше; здесь поступать легко, но вот закончить тяжело. В Китае, напротив, поступать очень трудно, зато, как только поступишь, можно расслабиться. То есть сдадим экзамен-не сдадим – не важно: преподаватель обязательно поможет. Хотя с другой стороны, чтобы учиться в вузе в Китае, ты изначально проходишь много испытаний. По сути, китайские университеты принимают лучших абитуриентов и их стопроцентно выпускают. Но в России лучше качество образования, заставляют трудиться.

– Из-за этого вы решили поехать учиться в Россию или вам кто-то посоветовал?

– Дело в том, что мой отец работает с 90-х годов в бизнесе удобрений вместе с русскими партнёрами из Чебоксар. Он очень хотел, чтобы я выучил русский язык и помогал ему вести дела. А у нас принято слушаться отца. Если отец говорит выучить русский язык, значит – надо. Можно сказать, я приехал в Россию именно по приказу своего отца.

– А почему в Ульяновск?

– Это сказочная история. Однажды отцу надо было срочно улететь из России домой. Но в Чебоксарах не было подходящего рейса. Русские партнёры сказали, что ближайший аэропорт находится в Ульяновске, и на машине довезли туда. А ехали через город, даже немного погуляли по нему. Ульяновск отцу очень понравился и запомнился. И вот, спустя двадцать лет он мне говорит: «Помню, из Ульяновска летать хорошо, и там нет столько китайцев, как в Азии. Русская среда, и разговаривать тебе придётся на русском. Народ добрый – я там был. Великолепная природа, река красивая. Так что поедешь в Ульяновск». Всего один день в Ульяновске произвёл на отца такое незабываемое впечатление. Так, я прилетел в снежный Ульяновск с пересадкой в Домодедово. Вроде бы, случайность, а оказалось – судьба.

– Как вы упомянули, пока в Ульяновск из Китая нужно лететь с пересадкой. Но через несколько лет собираются создать прямое авиасообщение. Что можете сказать на эту идею?

– Это очень хорошо. Я был на совещании с губернатором Сергеем Ивановичем Морозовым, где говорили о необходимости прямых рейсов с теми китайскими провинциями, с которыми Ульяновск активно сотрудничает и дружит. Таким образом, мы сможем оперативно решить любой вопрос и проблему, возникающие при совместной работе. Я думаю прямые авиарейсы не просто удобно – это, действительно, нужно. Осуществление инициативы ускорит наше сотрудничество. Любой проект будет обсуждаться напрямую.

– Вы работаете в Корпорации развития Ульяновской области. Сюда вас направили из университета или вы сами отправили резюме, прочитали объявление о приёме?

– Это ещё одна невероятная для меня история. Как-то во время летних каникул я был у себя в Китае. Это был город Харбин. Там проходило мероприятие «Первое Российско-Китайское ЭКСПО». На нём были и представители Ульяновской области. И я тоже случайно там оказался. О присутствии ульяновцев не догадывался. Понадобился переводчик, так как я учился в России, то попросили меня. А впоследствии мне позвонили из правительства Ульяновской области и предложили прийти на собеседование. Я пришёл, и меня взяли. Снова – случайность и снова – судьба. Я очень рад, что работаю в корпорации и именно в Ульяновской области.

– В чём заключается ваша работа?

– Корпорация ведёт деятельность не только по китайскому направлению, но и в целом на мировом уровне: по Западу, Азии. Год назад глава Ульяновской области и генеральный директор Корпорации Сергей Николаевич Васин приняли решение об усилении сотрудничества с Китаем. Для этого создали отдел по работе Китаем. А моя главная задача заключается в налаживании коммуникации: суметь избежать культурных проблем, достичь понимания в переговорах, чтобы общение прошло удачно.

– Ближайшие профессиональные планы?

– Насколько я знаю, в усилении российско-китайского сотрудничества заинтересована не только Россия, Ульяновская область, но и правительство КНР. Нам нужно протянуть «мост общения» между двумя сторонами, чтобы обмениваться по нему идеями, мнениями видениями будущего. Тогда мы сможем осуществить любой проект и долгосрочное партнёрство. Задача корпорации – наладить этот мост, сделать его крепким, что мы и делаем. Я уверен: в ближайшее время нам это удастся, и Ульяновск с Китаем будут тесно контактировать.

– Тун, мы уже говорили о поездках китайских туристов в Ульяновск. А что российским любителям путешествий стоит, по вашему мнению, посмотреть в Китае?

– В Китае множество интересных мест. В Пекине я, безусловно, советую посетить знаменитую Великую китайскую стену. С неё открывается потрясающий вид. Идёшь по ней, и в голове всплывают какие-то исторические сценки: ведь люди без всяких инструментов соорудили из камня гигантскую стену. Кроме того, в столице рекомендую посмотреть Храм неба, где тоже невероятно красиво. Раньше императоры через этот храм обращались к небу, загадывали желания, общались с высшими силами. В культурную программу я советую включить кун-фу-шоу. Иностранцам обязательно понравится. В других китайских городах также полно достопримечательностей, можно говорить часами.

– Вы говорили, что рис для китайцев, как хлеб – для русских. Порекомендуйте блюдо, которое можно внедрить в Ульяновске для китайских туристов в дополнение к рису?

– Знаете, люди очень много едят мяса. Но в Китае уже осознали, что оно довольно калорийно. Сейчас люди предпочитают растительную пищу – овощи. Поэтому я советую такое известное национальное китайское блюдо, как жареный огурец с чёрными грибами. Оно не только вкусное, но и полезное.

 В России считают: в Китае более здоровые люди, многие занимаются спортом до преклонных лет. У вас, и правда, много долгожителей. В чём секрет?

– Наши пенсионеры не остаются одни. Они объединяются в группы, договариваются в социальных сетях о каких-нибудь совместных мероприятиях. Например, прийти завтра в парк к шести утра и танцевать. Могут ещё, например, написать: послезавтра едем в Россию. Все покупают билеты и летят в Россию. То есть люди постоянно общаются. По-моему, человеку, который вышел на пенсию, общение просто необходимо. Он хочет чувствовать, что по-прежнему нужен обществу. Тогда ему самому захочется жить дальше, соблюдать здоровые принципы, а не сидеть дома перед телевизором и есть всё подряд. Это ключевые моменты. Китайский пенсионер радуется: я столько работал, мне пора отдохнуть, но не одному, а с друзьями. У детей времени мало, они работают. Зато пожилые люди группируются, и начинается: сегодня – парк, завтра – караоке, послезавтра – что-то другое. У всех свои увлечения. Долгожители те, кому интересно жить. Они получают удовольствие от каждого дня и стараются всегда их чем-то наполнять: спортом, игрой в шахматы и прочее. Китайцы ведут активный образ жизни. А секретов особых нет. Всё зависит от мышления.

– Помимо Ульяновска, в каких российских городах вы были?

– В России я был также в Москве, Екатеринбурге и Сочи.

– Что запомнилось в них?

– Сочи – невероятно красивый город. Я даже не думал, что в мире есть такое прекрасное место, чистое Чёрное море, приятная погода. Я был там всего два дня, но остались великолепные воспоминания. А в Москве у меня создалось впечатление, будто люди всё время куда-то бегут, спешат постоянно. Даже пенсионеры торопятся неизвестно куда. Мне нужно было узнать дорогу: спрашиваю прохожего, а он отвечает буквально на ходу. Другой вообще не стал слушать, сразу убежал. Все спешат: понятно, Москва – столица, темп высокий. А Ульяновск из всех городов самый близкий, душевный. Здесь у меня вторая родина. И моя дальнейшая жизнь будет теперь в Ульяновске. Жена, семья – всё будет в Ульяновске.

– Тун, вы приехали в Ульяновск в 2009 году, сейчас – 2015 год. Как изменился город за шесть лет?

– Изменилось очень многое. Ульяновск активно строится, появляются новые дома, большой выбор жилья, ведётся активное сотрудничество с мировыми компаниями. Единственное, что не изменилось – это природа. Она по-прежнему прекрасна. В остальном –  сплошное развитие. В течение шести лет в городе появилась особая экономическая зона, несколько индустриальных парков. За такой промежуток времени, я считаю, просто невероятная скорость достижения результатов. Если так пойдёт и дальше, то ещё через пять-шесть лет Ульяновск займёт первое место в рейтинге наиболее привлекательных городов для зарубежных инвесторов. Я не просто так думаю, я в этом уверен. Мы всех обгоним.

Напоминаем, особая экономическая зона в Ульяновске – масштабный федеральный проект, позволяющий компаниям реализовывать инвестиционные проекты на выгодных условиях за счёт благоприятных условий и особого юридического и экономического статуса территории.

В настоящий момент на различной стадии реализации на территории Ульяновской области находятся десять совместных с китайскими партнёрами инвестпроектов.

Также Ульяновская область активно развивает сотрудничество с Китаем в сфере туристических и культурных обменов.  Одним из приоритетных проектов является программа «Красный маршрут», направленная на повышение интереса китайского народа к Ульяновскому региону, известному в Китае как Родина глубоко почитаемого ими политического деятеля Владимира Ленина.


Дарья Кирюхина