Первый день июля был отмечен сильным ливнем, который обрушился на областной центр. В течение нескольких часов город буквально заливали потоки воды, сопровождаемые местами сильным ветром. Ульяновск очень быстро оказался в состоянии форс-мажора.
Многие улицы, особенно в Железнодорожном и Засвияжском районах, оказались практически затопленными. Автомобильное движение парализовало. Огромные лужи стали препятствием и для автомобилей, и для пешеходов. Ничего не напоминает? Правильно, потоп 12 июня прошлого года, вызванный таким же ливнем. С той лишь разницей, что тогда больше других пострадал Заволжский район. Похоже, из той чрезвычайной ситуации уроки были извлечены не полностью.
Вот что сообщает заместитель председателя правительства – министр строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области Александр Букин: «Три специальные бригады провели обследование зон возможного подтопления Нового города. Всю ночь (с первого на второе июля – авт.) одна дежурная бригада контролировала состояние ливневой канализации в Заволжском районе. Ещё одна бригада курсировала по правобережной части города. В Ульяновске зафиксировано три отключения электроэнергии: по улице Гончарова, в районе УКСМ и на Нижней Терассе». К наиболее пострадавшим участкам, по словам министра, относятся перекрёсток Хрустальный - улица Локомотивная, а также улицы Кольцевая, Ростовская и Рябикова в районе дома №79.
Одновременно с этим директор МБУ «Дорремстрой» Владимир Чумуркин информирует, что на улицах областного центра работали четыре бригады по расчистке дождеприёмных решёток ливневой канализации. В зоне их обслуживания были улицы Ростовская, Рябикова, Гончарова, Карла Маркса, спуск Степана Разина. Откачка воды с обочин дорог велась на улицах Хрустальная, Локомотивная, Кольцевая.
К настоящему времени город вернулся к нормальной жизни. Но вопросы остались. Природа «виновата» только в одном: слишком много воды вылила в один раз. Как нам пояснили в профильном министерстве, ливнёвки, построенные ещё в прошлом веке, на одномоментный пропуск такого объёма дождевых вод, попросту не рассчитаны и начинают «захлёбываться». Спустя короткое время вода быстро уходит, и ситуация возвращается к первоначальной. Не предъявлять же, в самом деле, претензии проектировщикам прошлого века. Так что в этой части давайте, хотя бы на время, оставим чиновников и коммунальщиков в покое.
Что касается всего остального, то здесь приходится говорить о так называемом человеческом факторе. Ливнёвки сегодня условно делятся на три категории. Одни не справляются с потоками воды. Другие забиты и не прочищаются. Третьи закатаны в асфальт дорожниками, которые спешат рапортовать о проделанной работе. Возникает вопрос: а куда смотрят надзорные и контролирующие органы? ?ли вся работа пущена на самотёк? Что, например, мешало и мешает прочищать ливнёвки заранее? Закрепляются ли они по участкам за конкретными коммунальными службами, чтобы потом было с кого учинить спрос? Похоже, не закрепляются. Вот и продолжается постоянное «бодание» между горводоканалом и «Дорремсервисом», которые пытаются спихнуть друг на друга эти злосчастные ливнёвки.
Неудобно напоминать, но каждая засуха, пусть на короткое время, заканчивается ливнями, подобными вчерашнему. Коммунальщики об этом знают? Должны знать. Если знают, то почему не готовятся»? ?ли чужой опыт, да и свой собственный, им не указ? Когда перестанем жить как в ситуации с зимой, которая всегда приходит «первый раз и неожиданно».
Впрочем, воздержимся от поучений. Ульяновск пришёл в себя после вчерашнего ливня. Он опять похорошел. Радуются и горожане. Правда, по прогнозам синоптиков, в ближайшие дни опять ожидаются сильные дожди. Город к ним готов?
Виктор Никитин