Ленинский мемориал. Лебединая песня социализма
9:4016 Апреля 2015
Ульяновцам, родившимся в 70х, 80х, 90х годах и позже, сложно представить центр города без высотной гостиницы «Венец», площади 100-летия Ленина, Педагогического университета. А огромный куб Ленинского мемориала, заметный ещё с волжского моста, заставляет скучать по городу после долгого путешествия. Все эти здания и много других проектировались известными и заслуженными архитекторами Советского Союза, а строились силами жителей разных государств к большому юбилею Владимира Ленина. В 2015 году мемориальному центру исполняется 45 лет. Открывшийся 16 апреля 1970 года, комплекс был построен за три года. Мемориал создавался как многофункциональный центр, куда вошли кинозал, музей Ленина, центр политического просвещения. Об истории создания комплекса ИА Media 73 рассказал учёный секретарь Ленинского мемориала Валерий Перфилов, который знает о нём практически всё.  

В ожидании архитектурной революции

  – Как началась история создания мемориального центра?
– Сама идея появления Ленинского мемориала появилась еще в двадцатые годы прошлого века. Когда умирает Владимир Ленин, начинает широко обсуждаться тема его увековечивания. Много было разных предложений, и в нашем городе нашли отражение практически все эти формы, начиная с мемориальной доски и заканчивая большим мемориальным комплексом. Одна из идей была высказана видным партийным деятелем Леонидом Красиным. В газете «Известия» в статье под названием «К вопросу об архитектурном увековечивании Ленина» он выдвинул идею создать нечто вроде дворца, который бы не был просто архитектурным памятником, а многофункциональным центром, включал в себя и музейные экспозиции, и концертные залы, и библиотеки, и кино, и научный центр. Эта идея все больше обрастала всякими предложениями. Нужно было создать такой проект, который представляют люди, общественность в целом. В тридцатые годы начинает работать комитет по созданию памятника Ленину. Всё время подготовки рассматривались две линии – это непосредственно памятник, скульптура и дворец, то есть музейный и архитектурно-мемориальный комплекс. Уже в довоенный период в планы был включен дворец Ленина. Однако в пятидесятых годах страна испытывала проблемы с восстановлением народного хозяйства, идея из планов выпала. Но тема решалась постепенно. Появилась мемориальная доска, улица, переименовали город, поставили памятник Ленину. Вновь идея большого центра возникла накануне столетия, в середине 1960-х годов. Тогда в Ульяновск с визитом приезжал наш земляк Михаил Суслов (в 1960-70-е годы он контролировал отделы культуры, агитации и пропаганды, науки, школ и вузов, информации, молодёжных организаций, – прим. ред.). От того времени остался анекдот, когда он сказал тогдашнему руководителю: «Большое спасибо, что сохраняете город таким, каким он был при жизни Владимира Ильича Ленина».  

От Кубы до Вьетнама

В таком проект, как Ленинский мемориал, многое пробовалось впервые. Сейчас это всё представляется каким-то экспериментом, в который безоговорочно верили, потому он и состоялся. Комплекс построили за три года, зато участие в его создании принимали жители не только всего СССР, но и разных стран мира. Но сначала нужно было подготовить строительную базу. Появились строительные тресты, строительно-монтажные управления, во главе которых стояла структура с названием «ГлавУльяновскСтрой». В 1966 году выделили средства. – Был объявлен всесоюзный конкурс на разработку архитектурного решения центра Ульяновска. Отбором занимался Центральный научно-исследовательский и проектный институт типового и экспериментального проектирования комплексов зданий культуры, спорта и управления. В рамках конкурса отобрали четыре проекта и из них выделили самое ценное. Одной из самых главных задач оставался мемориальный комплекс, но изначально планировали построить отдельно музей, дом политического просвещения и концертный зал. В итоге решили, что столетие предполагает крупную доминанту, архитектурный центр города. 22 апреля 1967 года состоялась закладка строительства. На ней традиционно написали обращение к потомкам. Считается, что эту капсулу нужно открыть, когда исполнится двести лет Ленину и 150 лет Октябрю (в 2067 или 2070 году, – прим. ред.). Правда, сейчас идут споры, где была заложена эта капсула – она находится под одной из колонн.  

– Кто принимал участие в строительстве?
Комсомольскую стройку объявили в 1968 году. Многие считали очень почетным приехать сюда. Приезжали люди, которые прошли большую строительную школу, среди них те, кто строили Московский университет, Кремлевский дворец в Москве, здание Совета экономической взаимопомощи, метро, международную выставку в Монреале, создали известный проект Дворца Советов в Москве. Комплекс строился под влиянием идей знаменитых мировых архитекторов – Ле Корбюзье, Оскара Нимейера. Конечно, здесь использовалась самая современная техника, многое делалось впервые. Это было большим событием для города, горожане принимали активное участие. Здесь работало около тридцати национальностей из десяти стран: это ГДР, Польша, Чехословакия, Румыния, а также Куба и Вьетнам. Уже после окончания строительства у нас была встреча с одним из таких строителей. Он работал во вьетнамском посольстве, а у нас были дни Вьетнама, и он приехал сюда с делегацией, рассказал, что принимал участие в строительстве мемориала. Авторами выставочных проектов были представители московских музеев, центрального музея Ленина. Проект действительно был грандиозным, участие в нём так или иначе приняли все регионы страны. Голубые ели везли из Нальчика, гранит с Урала, Армении, Казахстана, витринное стекло из Саратова, металлоконструкции из Ленинграда и Куйбышева. Составная часть комплекса – площадь 100-летия Ленина. Она тоже по-своему исторична и примечательна. Горельеф вождя на мемориале создавал в то время президент Академии художеств СССР Николай Томский, а мозаичные композиции в бассейне на площади принадлежат авторству нынешнего президента Академии художеств РФ Зураба Церетели.  

«Мы наш, мы новый мир построим»

Главная проблема, которая в тот период решалась, – насколько можно снести исторические здания, старую застройку, как можно в это вторгнуться. Фактически не было проведено серьезных исследований, в том числе на том месте, где сейчас находится Ленинский мемориал. Так было снесено много памятников, которые имели для нашего города определяющее значение. Ещё особая тема – поиски места рождения Ленина. До последнего времени в городе считалось, что этот дом не сохранился, поэтому его не учитывали при строительстве мемориала.  В итоге благодаря изысканиям Жореса Трофимова оставили три дома, где жила семья Ульяновых. Дом, где родился Владимир, остался стоять на своём месте. Его второй этаж – подлинный, а нижняя часть разбиралась и восстанавливалась из кирпичей того времени. Соседний дом – так называемый «новодел», а третий, дом Жарковой, не разбирался, но был перенесен на несколько десятков метров ближе к мемориалу. Когда мемориал открыли, Ульяновск стал большой площадкой для людей разных профессий и сфер деятельности. Летом приезжали туристы, зимой проходили концерты. Здесь проходили научные конференции, съезды, заседания отделений академии наук медицины, истории, пленумы союзов композиторов, художников. В большом зале выступали композиторы Арам Хачатурян, Мстислав Ростропович. У нас были почти все космонавты, кроме Гагарина, Герман Титов открывал дворец молодёжи и библиотеку, а Георгий Береговой был почётным членом одной из бригад в Ульяновске. 16 апреля 1970 года, в день открытия мемориала, только его музей посетили 17 тысяч человек. 

Берёза от Брежнева и цветок от Кекконена

На открытие мемориала приезжал первый секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. Для визита первого лица государства даже построили дачу в селе Карлинское. Готовились очень тщательно, но Леонид Ильич был в Ульяновске всего несколько часов. Тем не менее, успел посадить березу около дома, где родился Ленин. После его визита традицию продолжали другие государственные мужи, и сейчас здесь можно увидеть несколько деревьев. Но так как березка Брежнева оказалась в центре, дереву постоянно не хватает солнца. В советское время посещение Ленинского мемориала входило в официальную программу руководителей не только социалистических стран. Президент Финляндии Урхо Кекконен во время своего визита презентовал цветок, который прижился и до сих пор живёт в местной оранжерее. А генеральный секретарь ЦК Болгарской коммунистической партии Тодор Живков привёз в 1970 году две тысячи роз с Казанлыка. Были руководители Чехословакии Густав Гусак, глава Монгольской народной республики Юмжагийн Цэдэнбал, глава ГДР Эрих Хонеккер. Во время визита последнего решился вопрос, чтобы в Ульяновск поехали немецкие туристы.  
Валерий Перфилов утверждает, что здание может простоять до пятисот лет. Но, несмотря на его прочность, комплексу требуется регулярный осмотр:
– Здание такого рода строились впервые, поэтому нужны были нестандартные решения. Нужно было укрепить фундамент, так как здание строилось на берегу, фактически на косогоре, разница уровней составляла 140 метров. Раньше ежегодно приезжали специалисты из научно-исследовательских институтов, изучали каждую подвижку. При необходимости проводились работы по укреплению колонн. Пока мемориал вполне держится, хотя сегодня требует серьезного осмотра. Другое дело, что после осмотра нужны средства на ремонт. Серьезных работ на здании никогда не проводилось. Это памятник архитектуры, скульптуры 20 века в стиле модернизма. Он требует особых условий для сохранения. При этом важно не особо изменять его облик и функционал.  

Лебединая песня социализма

  – По вашему мнению, в чём секрет такого успешного проекта, как Ленинский мемориал? – Архитекторы считают, что всё, что у нас построено в то время, находится в русле достижений того времени – времени развитого социализма. Не случайно те, кто построил Мемцентр, получили самую престижную Ленинскую премию: это Борис Мезенцев, Гарольд Исакович, Михаил Константинов, Виктор Шульлихтер. Авторов гостиницы «Венец» наградили Государственной премией. Всего почти 480 человек наградили орденами и медалями за этот комплекс. Это было время высоких смыслов, хотя оно уже было на исходе. Время высоких идей. Красная идея победила в гражданскую войну, красные смыслы победили фашизм. Не просто государство победило, шла идеологическая борьба. В этот период, 1960-70-е годы, шел процесс затухания этих красных смыслов. Но это отдельная тема. У нас была сильная система обеспечения социального равенства, справедливости. Мы же стали соревноваться на поле, где мы не могли и не можем выиграть, потому что живём в других условиях. Столетие Ленина – это проект, когда власть пыталась вдохнуть новые силы в общество, в мотивацию. Это была одна из последних крупных акций, которые нашли отклик у людей.  Эти идеи тогда ещё не были девальвированы – это шестидесятники, социализм с человеческим лицом, личность Ленина, которая олицетворяла всё это. Но пик уже прошел, началось идеологическое затухание, перешедшее в конечном итоге в 1991 год.  
– Получается, это был интернациональный проект. Известны ли какие-то истории, связанные с этим?  
– Было всякое, и бюрократизм, и цензура. Вначале все давали интервью налево и направо. А как-то приехали французские журналисты, и спрашивают: «Такой большой объём, успеете ли сделать?». И один из руководителей говорит: «Костьми ляжем, но построим в срок». Журналистам, естественно, перевели, и спустя время во французской прессе появилась информация, что в Ульяновске строят мемориал на костях. После этого стали строже относиться к тому, кто и что говорил.
– Сейчас возникла идея создания музея СССР на базе мемориала. На каком этапе находится проект?
– Это грандиозная и масштабная идея. Но, к сожалению, время сейчас для этого очень сложное. Тем не менее, идея создания музея СССР все больше завоевывает внимание людей. Надо сказать, наш музей всегда был музеем советского союза. У нас есть экспозиции, посвящённые не только Ленину, но и всей советской эпохе. Конечно, в то время они была очень идеологизированы. За эти годы музей стал фактически историческим. Он наполнен подлинными предметами, раритетами, которые сегодня представляют огромное значение. Но требуется новая работа с применением достижений музееведения, технических и научных. Тема эта достаточно сложная, долгое время мы пытались от неё отряхнуться, как от царской России. И мы сегодня понимаем, что это наша история. Нужно выстроить более-менее объективную экспозицию, рассказывающую об истории, вызывающее уважение к своей истории, советскому прошлому. А в обществе однозначно существует ностальгия по этим временам.  
– Востребован ли сегодня музей посетителями, молодым поколением?
– Музеи живут не в безвоздушном пространстве, в условиях значительной конкуренции. Появилось много учреждений, к тому же наш город – это своеобразный город музеев. Появляются торгово-развлекательные центры, которые пытаются заниматься этой деятельностью. Жизнь идёт вперед. Если раньше посетитель был организованный, ехали по профсоюзным путевкам, то сейчас люди сами решают, куда поехать, много индивидуальных посетителей. Мы начали привлекать по туристической линии, и есть перспективы, которые в конечном итоге будут способствовать тому, что миллион туристов приедет в наш город. Наша постоянная экспозиция рассчитана на туристов, гостей города. А чтобы привлечь горожан, делаем выставки по различным проблемам. У нас выставлялись работы ульяновского живописца Дмитрия Архангельскго, которого можно назвать летописцем нашего города. В рамках проекта «Галерея советского мира» прошла выставка «Мир литературы и образы ушедшей эпохи в советской фарфоровой пластике». В советское время большое внимание уделялось литературе не только через произведения и иллюстрации, но и изображения на фарфоре сюжетов литературных, сказочных произведений, портретов писателей. Будет создаваться выставка оружия, которое победило в Великой Отечественной войне, уже договорились с Минобороны России о передаче ряда артефактов. Будет экспозиция, посвящённая детям войны.  
Сегодня Ленинский мемориал продолжает жить и является для многих ульяновцев и россиян символом Ульяновска. По крайней мере, до того момента, пока в городе не появится новая идея, сравнимая по силе с нынешней.      


Мария Сайгина
Фото: http://ria.ru/http://alexio-marziano.livejournal.com/