Яндекс.Метрика
Тамара Девяткина: «Пришло время профессионалов»
15:0925 марта 2015
Ректор Ульяновского государственного педагогического университета Тамара Девяткина об увеличении бюджетных мест в вузе, новых специальностях, социальных стипендиях и фитнесе.
Интервью радиостанции «2х2». С Тамарой Девяткиной беседует Зуля Ахметова.  

- Добрый вечер, уважаемая Тамара Владимировна! Хорошая новость для выпускников: Ульяновский государственный педагогический университет увеличил количество бюджетных мест. 
- Да, это, действительно, так. Мы сами рады таким изменениям. В этом году в нашем вузе их становится на 82 места больше, чем в предыдущем.  
- За счёт чего?
 - Во-первых, за счёт открытия новых специальностей в магистратуре и бакалавриате: «Журналистика», «Социально-культурная деятельность» и «Организация работы с молодёжью». Впервые появились бюджетные места на специальности «Сервис» и «Управление персоналом». Мы рассчитываем, что последняя будет востребована уже работающими руководителями – заведующими дошкольными учреждениями, директорами школ, учреждений дополнительного образования, учреждений культуры. Потому что они изначально получили образование по специальности, а потом стали руководителями. В этом учебном году у нас в магистратуре уже обучаются 94 человека, которые руководят дошкольными образовательными учреждениями и школами.  
- Решения о количестве мест определяет Минобрнауки России?
- Да, контрольные цифры приёма определяет только министерство. Но, благодаря тому, что нас оценили именно в предыдущие годы, и произошло увеличение бюджетных мест. Это говорит о том, что тот вектор, который мы для себя задали, та программа стратегического развития, которую мы прописываем, – верные направления и в тренде деятельности министерства образования и науки России.  
- Вы сказали, что УлГПУ в очередной раз подтверждает статус эффективного вуза, присвоенного Минобрнауки России в прошлом году. Что это значит?
- Это значит, что мы выполняем все показатели мониторинга вузов. Правда, на сегодняшний день показатели несколько меняются, но в основе своей остается всё по-прежнему.  
- А что именно? Это количество кандидатов наук, докторов наук? Что это, чтобы было понятно тем, кто немного не в материале?
- Здесь надо сказать об итогах ЕГЭ. По-прежнему остается этот показатель, мы с ним достойно справляемся последние 3 года. Базовый показатель 60 баллов, у нас – 63,6 балла. Это один из лучших показателей. Далее надо сказать о том, что был такой критерий, как площади в университете (чтобы на каждого студента приходилось определенное количество метров). Этот показатель сняли, но учитывается он в другом: главное не сколько площадей, а что на них содержится. Поэтому особое внимание уделяется качеству образования, количеству «остепенённых» преподавателей, сколько денег на профессорско-преподавательский состав и научную деятельность выделено. Вот это всё осталось по-прежнему, и я хочу сказать, что мы хорошо двигаемся в этом направлении. И думаю, что мониторинг эффективности вузов за 2014 год у нас будет благополучным.  
- Но в этом году Минобрнауки РФ поменял подход к оценке работы вузов. Главным изменением в критериях мониторинга станет изменение системы подсчёта трудоустроенных выпускников.
- Да, теперь данные будут поступать из Пенсионного фонда, а не из вуза. Пенсионный фонд будет предоставлять сведения о том, сколько выпускников встали на учёт. Достаточно сложная работа, ведь не все получают белую зарплату от работодателей. Но наша Ульяновская область не была замечена в том, что работники школ или детского сада не состояли на учёте в Пенсионном фонде. Хочу сказать, что для нас это достаточно актуально, потому что, например, в этом году в образовательные учреждения пришли 402 молодых специалиста, 350 – это выпускники Ульяновского государственного педагогического университета имени Николая Ульянова.  
- Тамара Владимировна, пожалуйста, поясните, с чем связано исключение из перечня критериев площадей вуза?
- Полагаю, этот показатель просто видоизменится. На мой взгляд, важно то, как именно использует площади вуз, насколько эффективно. Если продолжать тему мониторинга, для нас, прежде всего, важно, насколько мы привлекательны для выпускников. И приведу несколько цифр. По итогам грядущей приёмной кампании в УлГПУ появится до 1 113 студентов-первокурсников очной и заочной форм. Это бюджетные места. Это больше, чем в предыдущий год, на 82 бюджетных места. 887 – места для приёма на программы бакалавриата, 226 мест для приема на обучение в магистратуре (в прошлом году на магистратуру было всего 50 мест). Мы отлицензировали новые образовательные программы магистратуры. Теперь наши студенты – выпускники бакалавриата – имеют возможность продолжения образования. Студентов других вузов мы также приглашаем для обучения по программам магистратуры.  
- Как вуз реагирует на изменения на рынке труда?
- Был момент, в 90-е годы, когда востребованность учителей резко упала. Не только на территории Ульяновской области, но и в стране в целом. Но на сегодняшний день это не так. Я рада, что сейчас на образование не смотрят как на ненужную вещь, как раз сейчас есть потребность в высшем образовании. Пришло время профессионалов, и это заметно. Заметно по предприятиям, по малому и среднему бизнесу, который сейчас развивается. Сейчас люди хотят, даже если это малое предприятие, чтобы там работали профессионалы. Мы постоянно изучаем спрос на молодых специалистов не только учреждениями образования, хотя, возможно, для кого-то будет новостью, что отрасли нужны не только учителя. Школам, училищам, даже детским садам, и я уже даже не говорю, вузам, нужны менеджеры, специалисты в области коммуникаций, юристы, экономисты. Эти условия диктует жизнь, и мы не можем на это не реагировать. Поэтому наш университет реализует как педагогические, так и непедагогические направления подготовки: биология, юриспруденция, управление персоналом, социальная работа, сервис, теология, перевод и переводоведение, музеология и охрана объектов культурного и мирового наследия. Мы способы закрыть не только нехватку педагогических кадров в регионе, но и специалистов других отраслей. Можно сказать, что педагогический университет охватывает сейчас всю социальную сферу Ульяновской области. Иногда меня спрашивают, зачем в педагогическом университете юридический факультет? Я отвечаю, что быть руководителем, даже классным руководителем, и не иметь правовую подготовку, наверное, было бы неправильным. Или экономическую для руководителя детского сада, дошкольного учреждения. Настало время профессионалов. Быть однобоким руководителем и знать хорошо историю, или, например, предмет литературы или математику, уже на сегодняшний день недостаточно. Вот почему сейчас развивается факультет экономики и права на базе УлГПУ.  
- Впереди период сдачи ЕГЭ и вступительных экзаменов. Как наши ульяновские абитуриенты выбирают вуз? И на ваш взгляд, на что им стоит обратить внимание?
- Первое – нужно достойно окончить школу, достойно сдать экзамен. Ещё я хотела бы посоветовать ребятам-одиннадцатиклассникам не ограничиваться тремя экзаменами, потому что всё в жизни может поменяться и, если на 3 курсе ты понимаешь, что ошибся с выбором профессии, ты можешь перейти в магистратуру в другой вуз, неважно педагогический или технический. Тот набор ЕГЭ может тебя ограничить в твоих продвижениях. Поэтому надо постараться выбрать как можно больше предметов, чтобы сдать ЕГЭ. В этом году для ребят произошли некоторые изменения: обычно подают документы и ждут условно 10 августа, пока будут набраны 100% заявлений по конкурсной цифре. В этом году есть возможность чуть пораньше узнать свои результаты – уже после 80% набранных заявлений.  
- Какие ещё особенности приёмной кампании будут предусмотрены?
- Мы прописали у себя во всех положениях условия для ребят, которые закончили техникум. Если раньше они поступали к нам на 1 курс и учились все 5 лет, то в этом учебном году они будут учиться сокращенно, 3-3,5 года. Составляется индивидуальная программа на студента, который закончил средне-специальное учреждение.  
- Какие стипендии получают сегодня ваши студенты? Каков размер повышенной стипендии?
- В нашем вузе существует два основных вида государственных стипендий: академическая и социальная. Размер академической стипендии для ударников составляет 1 340 рублей, для отличников – 2 010 рублей. Размер социальной стипендии также составляет 2 010 рублей, но студентам 1 и 2 курса с хорошей и отличной успеваемостью выплачиваются дополнительные средства, общая сумма которых не может быть меньше 6 307 рублей. Медалисты впервые полгода будут получать 4 020 рублей в месяц. Кроме того, теперь наши внебюджетники тоже будут получать стипендию. Это нововведение предложил председатель попечительского совета вуза, губернатор Сергей Морозов. Ранее в вузах Приволжского федерального округа такая практика не применялась. Мы также оказываем материальную помощь студентам-сиротам, инвалидам и тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Повышенная государственная стипендия выплачивается студентам за особые заслуги в учебной, научной, культурно-творческой, общественной и спортивно-массовой деятельности. Так называемая «стипендия учёного совета» в настоящее время составляет 8 500 рублей. Президентская и Правительственная стипендии составляют 2 200 и 1 440 рублей соответственно.  
- В октябре вузу исполнится 83 года, а некоторые университетские здания старше и этого возраста. Стены хранят богатейший педагогический опыт, но, наверняка, требуют обновления?
- Реконструкции требует факультет иностранных языков УлГПУ, построенный ещё при царе – в 1903 году – для дворянского пансионата-приюта, преобразованного затем во II мужскую гимназию. Так как здание является памятником культурного наследия, средства на его ремонт выделят из федеральной целевой программы «Культура России» на 2012-2018 годы. С одной стороны, это наша гордость, с другой – проблема. Просто так отремонтировать памятник архитектуры нельзя, нужны всевозможные экспертизы. Тем не менее, мы их прошли. Мы вошли в программу «Культура России» (2012 – 2018 гг) благодаря Минкульту. Корпус иностранного факультета будет отремонтирован. А корпус на улице Корюкина, который находится в аварийном состоянии, мы перестроим. Четырёхэтажное здание вырастет на два этажа и включит в себя научные лаборатории.  
- А как дела с общежитиями?
- Ремонтные работы ждут и общежитие. В части блоков уже отремонтировали душевые, туалеты, гостевые комнаты, планируется открыть два тренажёрных зала непосредственно в жилом корпусе. У нас самое большое количество мест в общежитии – 1 200 мест. Мы будем двигаться дальше: нужен ремонт комнат, коридоров, отопления.  
- Огромным успехом пользуется бассейн "Буревестник". Как сегодня он развивается?
- Бассейн работает с 6:30 до 23:00. Кроме занятий по плаванию, «Буревестник» теперь предлагает фитнес. Здесь можно посетить занятия по спиральной гимнастике, фитнесу, стретчингу, восточным танцам и хатха-йоге, в ближайшее время откроется и тренажёрный зал.  Кроме того, появились новые услуги для будущих мам – в бассейне работает группа «АКВА-МАМА». На базе «Буревестника» работает региональный научно-методический кабинет  по внедрению комплекса ГТО, здесь можно получить квалифицированную помощь по любым вопросам, обеспечивающим внедрение и реализацию основных аспектов комплекса ГТО. Впоследствии у нас заработает полноценный центр тестирования ГТО, где можно будет сдавать нормы. Научно-методический кабинет занимается информированием, работает с общественными организациями, проводит подготовку волонтёров, которые впоследствии получают корочки инструкторов ГТО, а также проводит сравнительный анализ нормативов, которые сдают учащиеся и студенты, с нормативами ГТО, разработанными на федеральном уровне. Недавно мы с руководителем этого комплекса Ларисой Анатольевной Парфеновой выезжали на совет ректоров ПФО, где рассказывали о нашем опыте.  
- Насколько сильна конкуренция с вузами других регионов? Как мы выглядим в ПФО?
- Не буду скрывать, конкуренция очень сильна. Мы конкурируем с Казанью, Нижним Новгородом, Самарой. И мы реагируем на эти вызовы. Как мы уже с вами говорили, наш вуз развивает новые специальности и направления, как и все современные учебные заведения. Например, мы открыли центр фундаментальных и прикладных проблем биоэкологии и биотехнологии. Это молодой центр, существует второй год. Конечным результатом большинства исследований центра должно стать их прикладное применение в клинической медицине, сельском хозяйстве, пищевой промышленности, в работе с подростками. Например, создание эквивалента кожи. Это совместный проект с Ульяновским центром трансфера технологий и институтом цитологии РАН «Клеточные технологии». В основе лежит ноу-хау – изобретение, право на которое недоступно другим исследователям. Эта уникальная технология будет востребована в ожоговой терапии, поэтому мы заключили договор с лечебными учреждениями, кому это будет необходимо. В лаборатории биохимии и токсикологии будут исследовать наркотические вещества, а также определять неизвестные ранее источники отравления и состав «дизайнерских» наркотиков. Это поможет вывести из состояния токсического отравления и правильно назначить лечение. Мы сотрудничаем с Наркоконтролем, чтобы делать по их заказам исследования. В рамках этих же исследований НИЦ реализует проект «Генетика поведения». Исследования ДНК – это одна из тем нашей лаборатории с современным оборудованием. Например, если взять предыдущую лабораторию, там оператору для создания 1 пробы ДНК нужно 2 часа и сутки–двое на инкубацию, а аппарат, который стоит в нашей лаборатории, сделает за 3 часа 12 проб. Быстрее, конечно, дороже. Заказывают научно–исследовательские институты, которым это просто необходимо. В лаборатории молекулярной биологии изучают одну из основных молекул человека – ДНК, в том числе древнюю. Материалы предоставляет исторический факультет. Также изучается ДНК населения Поволжья, сейчас предмет исследования – марийцы. На базе этой лаборатории действуют школьные научные объединения, школьные научные общества. Туда приходят школьники со своими преподавателями (8, 9, 10 классы). Это ребята, которым интересна биология и химия. У них прекрасные школьные педагоги. 56 человек города Ульяновска работают со своими преподавателями в нашей лаборатории. Детская малая академия будет расширяться. Мы заключили договор с рядом образовательных учреждений не только Ульяновска  
- Тамара Владимировна, в конце прошлого года вы отмечали, что с 1 января УлГПУ объединится с институтом повышения квалификации. По плану это должно было стать первой ступенью создания университетского комплекса, в который войдут школа и дошкольное учреждение. Как продвигается работа в этом направлении?
- Итоги подводить рано, пока мы в процессе. На сегодняшний день есть центр дошкольного развития при педагогическом университете. К 1 сентября мы завершим общестроительные работы, и у нас появится свой детский сад на 2 группы. Там мы будем проводить апробацию новых моделей. В прошлом году мы вошли в грант министерства образования и науки РФ по созданию модуля «Воспитатель». Мы прописали, какой должен быть воспитатель сегодня. На сегодняшний день программа написана, мы прошли 3 тура в министерстве образования и в экспертной комиссии, где нашу работу оценили как положительную и разрешили этап апробации. В 7 вузах РФ идёт апробация программы «Воспитатель дошкольного образования». В отличие от предыдущей специальности, где присутствуют, безусловно, основы педагогики и психологии, как советской, так и российской, русской школы, но также и новые технологии развивающего обучения, развивающего продвижения ребенка вперёд. Эти технологии необходимо апробировать. Безусловно, это не навредит никому, на здоровье это не влияет. Это влияет на продвижение ребёнка в своей индивидуальной программе развития. Мы подписали соглашение с 10 школами и одним техникумом, где мы будем продвигать технологии своего развивающего обучения. Но есть проект «Школа при педагогическом университете», который мы вынесем на обсуждение попечительского и учёного совета. Странно не иметь своего образовательного учреждения, когда ты готовишь учителей для всей страны.  
- Все знают, что для нашего педа вот такой площадкой являются все школы города…
- Да, но хотелось бы, чтобы это было своей площадкой, где не нужно спрашивать у завуча, директора разрешения взяться за ту или иную технологию. Для детей это только благо. Дети будут только развиваться. Безусловно, это будет продвинутая школа, с новыми технологиями. Сейчас мы уже работаем с московскими школами, которые тесно работают с вузами. Мы работаем с высшей школой экономики, сотрудники которой являются экспертами нашей программы, мы работаем с нашими коллегами, которые организовали частно-государственное партнерство в этом направлении. Поэтому я думаю, что проект будет интересным. С 1 января началась работа, а с 1 апреля мы принимаем в свою структуру Институт повышения квалификации.
- Что это даст педагогическому университету?
- Это даст новые силы, толчок в повышении и переподготовке кадров. Мы сегодня делаем одно и то же, и не факт, что каждый из нас делает это лучше другого. Тем более, что одни и те же люди, что в ИПК, что в УлГПУ, появляется возможность для творчества. Плюс ко всему мы заключаем соглашение с другими вузами РФ и не только, в частности и с Казахстаном с тем, чтобы приехали специалисты на курсы повышения квалификации, курсы по переподготовке специалистов и дали свои разработки, своё умение в продвижении профессионализма учителя и таким образом объединились.  
- И последний вопрос нашей сегодняшней встречи: Тамара Владимировна, есть такая добрая традиция у нашего педа: все, кто в педе учился, заканчивал, имел друзей, которые получали образование в УлГПУ, знают, что большинство студентов проводили летние каникулы, работая вожатыми в детских лагерях. Эта традиция сохранится в этом году?
- Традиция сохранится, более того, в своей предыдущей работе мы говорили о проблеме: у нас недостаточное количество вожатых в загородных лагерях. Я была долгое время заказчиком, а теперь исполнитель, поэтому я знаю, чего ждёт заказчик в регионе. В прошлом году мы сформировали 25 педагогических отрядов. Практически 500 вожатых ушли работать в оздоровительные лагеря для детей в летний период времени. В этом году мы сохраняем эту цифру, но мы немного расширили своё поле деятельности. О нас заговорили за пределами Ульяновской области: о том, что у нас работает центр «Ариадна» по подготовке вожатых, и качество подготовки этих ребят выше, чем если бы они прошли краткосрочные курсы. Поэтому с нами заключил договор оздоровительный лагерь «Вита» (г.Анапа). Сегодня мы встречались с теми ребятами, которые проходят по конкурсу в международный лагерь «Океан», это знаменитый дальневосточный лагерь. В основном это ребята со спортфака, так как их специальность востребована. Им также нужно пройти конкурс, но мы отобрали самых-самых. В начале апреля студенты выезжают в лагерь «Артек» (Крым), предварительная договорённость с руководством лагеря уже есть по поводу того, чтобы наши ребята там проходили практику, но не просто практику, а получали опыт, который бы был востребован в нашем центре «Ареадна». Спасибо!