Яндекс.Метрика
Захар Прилепин: «Россия – это отдельная цивилизация, это отдельная судьба»
14:3225 марта 2015
прилепинПисатель, публицист, человек с гражданской позицией – так можно сказать о Захаре Прилепине. Лауреат многочисленных писательских премий, среди которых «Национальный бестселлер», «Книга года», «Книжная премия Рунета-2014», «Большая книга», встретился с ульяновскими читателями в рамках областного проекта «Академия литературы» в Год литературы. Ульяновск стал, по признанию Прилепина, «то ли десятым, то ли двенадцатым» городом в списке последних литературных поездок – до этого были Цюрих, Женева, Люксембург, Кемерово, Нальчик, Обнинск, Москва. «С хорошим чувством сюда вернулся, ваша набережная нравится. Ощущение истории, безусловно, присутствует, вы это лучше меня знаете. Этот город имел колоссальное влияние, как минимум в 20 веке», – отзывается об Ульяновске Прилепин. Однако после окончания встречи, во время раздачи автографов, замечает, что такие дороги, как в Ульяновске, нужно ещё поискать. Творческая встреча длилась более полутора часов, участие в ней приняли порядка двухсот человек, а до этого в течение часа Прилепин общался с журналистами. Общение с читателями он начал с воспоминаний о писателе Валентине Распутине, который недавно ушёл из жизни, а также Леониде Леонове. По признанию Прилепина, Распутин был один из самых почитаемых для него людей: «Он был не просто образцом пушкинского света и простоты. Его тексты написаны таким образом, что возникают совершенно иррациональные ощущения, каким образом достигнута эта серьезность, трепетность, суть характера». В качестве одних из любимых зарубежных авторов назвал Генриха Манна и Эрнеста Хемингуэя. Настоящее имя писателя – Евгений. Псевдоним связан с корнями – так звали его деда, и называли отца, Николая по паспорту. «Когда мне было тридцать лет, я написал «Патологии» – это книжка про войну. ? подумал, что Евгений – немножко интеллигентно. Надо помрачнее, думаю: назову Захаром. Я думал, что будет одна книга, больше не буду писать. Потом вырастет сын, я скажу – посадил дерево, вырастил сына и книгу написал». Среди разговора о главных ипостасях Прилепина – писателя и гражданина, вопросы чаще сводились ко второй. ? его книги написаны во многом на основе реальных событий, в которых участвовал, или изучал досконально. По словам автора, это неизбежно для нашей страны: «Вся русская литература, и Тютчев, и Жуковский, и Карамзин, Пушкин, Лермонтов, Гумилев, Симонов, Маяковский имели достаточно яростные взгляды». В 2014 году Прилепин выпустил роман «Обитель», рассказывающий о жизни в Соловецком лагере начала 20-х годов прошлого века. Произведение было удостоено премии «Большая книга». Для его создания автор три года изучал архивы и исторические материалы. Пока повторять такой опыт он не намерен. Прилепин Ульяновск? читатели, и журналисты на пресс-конференции задавали вопросы о своеобразном «рецепте» хорошей книги и хорошего писателя. По признанию Прилепина, такового нет. Но если писатель хорош, то это понятно сразу. «Я как-то приехал домой к маме, мама сидит и плачет. Спрашиваю: «Ты чего плачешь?». Она говорит: «Я Шолохова перечитала, «Тихий Дон». Как с родней повидалась». Это такое чувство причастности, проникновенности, чувство человека, который уже состоялся, со своими тревогами и трагедиями, который находит самые важные, самые высокие и даже религиозные чувства к описанному», – рассказывает Прилепин. В апреле поклонников творчества писателя ждет сразу две новости. Выходит новый сборник «Не чужая смута», который автор назвал «историко-поэтическими-философско-публицистическими размышлениями про Новороссию, Россию и прочие прекрасные страны». «Когда начались события на Украине, я к этому моменту так или иначе находился в курсе всех этих обстоятельств, потому что был частный гость, у меня много там друзей, приятелей. Это были тексты, написанные до Майдана, и там поэтапно рассказано, что там будет происходить. ? когда это все началось, я воспринял это как свою личную боль, страсть, муку. ? я писал, ездил на Донбасс, за разными целями, в том числе как поставщик гуманитарных грузов», – объяснил писатель. По словам Захара Прилепина, события, которые сейчас происходят в стране и мире, историчны: «Я никогда не был в своей жизни инфицирован западническими иллюзиями, хотя я причастен к европейской культуре и счастлив там бывать, но я точно знал всегда, что Россия – это отдельная цивилизация, это отдельная судьба. ? я горд тем, что я живу внутри этого удивительного народа, который не схож ни с одним другим народом мира». Кроме писательства и политики, Прилепин занимается музыкой. В 2011 году он записал совместный трек с музыкантами из группы «25/17» и снялся в их клипе, собрал собственную группу «Элефанк». А в апреле вместе выпускает новый альбом совместно с Константином Кинчевым, Александром Скляром и Дмитрием Ревякиным: «Я родился в 1975 году и мое восприятие, миропостижение было связано с музыкой. В моей комнате наряду с книжками Есенина, Блока, братьев Стругацких и чуть позже Довлатова висели плакаты Гребенщикова, Кинчева, Цоя, Саши Скляра. Все это с детства вписалось в жизнь и дало правильный заряд мужеской, человеческой страсти. Это для меня было очень важно». Рассказал Прилепин и о своей семье, воспитании детей. Те полгода, что он не занят в поездках, писатель живет с семьей в Нижнем Новгороде. У него четверо детей. По словам Прилепина, в каждой комнате дома – библиотека, а читать для детей можно начинать и с полугода – ошибочно думать, что они ничего не поймут. ? его книги адресованы «всем, кто умеет читать», хотя на них и стоят возрастные ограничения. Такой метод неуместен и непонятен по отношению к современным детям, считает Прилепин: «Библиотекари жалуются, что не могут выдать школьникам Шолохова. Что они там такого узнают, несколько матерных слов?». Многие ругают современную литературу за обилие фантастики, низкое качество, обращение к массовому читателю, который хочет отдохнуть и не погружаться в серьёзные книги. Такие произведения можно найти и в прошлых эпохах, просто спустя время они отсеялись сами за ненадобностью. Захар Прилепин, пожалуй, один из тех современных авторов, книги которых хочется поставить на полку рядом с Достоевским, Толстым или Горьким. Мария Сайгина