Одна из центральных улиц Заволжского района города Ульяновска носит имя Героя Советского Союза Фёдора Михайловича Михайлова. Его биография тесно связана с нашим краем: с 1935 по 1940 год он работал главным врачом больницы в посёлке Языково Куйбышевской (ныне Ульяновской) области. Судьба героя вместила столько эпизодов, что в иных случаях их хватило бы на несколько жизней ...
Настойчивости сельскому парню из Новгородской глубинки было не занимать. Активное участие в октябрьских событиях. Комсомольская работа. Средняя школа и Ленинградский медицинский институт. Работа в качестве руководителя в медицинских учреждениях Смоленской, ?вановской, Куйбышевской областей. В марте 1940 года Фёдор Михайлович стал главным врачом Славутского родильного дома Каменец-Подольской (ныне Хмельницкой) области Украины.
Как только началась война, Михайлов сразу же ушёл на фронт. Тяжёлые бои под Киевом и Полтавой, окружение, скитания по захваченной врагом территории, неудачные попытки пробиться к своим… Ему посоветовали вернуться в Славуту, связаться с местным подпольем и действовать по обстановке.
Вернувшись в октябре 1941 года в захваченную фашистами Славуту, военврач явился на приём к бургомистру города, представился и заявил: «Готов служить новой власти». Фашисты устроили ему проверку. Она не выявила ничего подозрительного. Сам начальник местного гестапо рекомендовал Михайлова на должность главного врача городской больницы. Слежку, конечно же, организовал, однако, поведение «перебежчика» было безупречным. К тому же он вскоре сделал на редкость сложную операцию высокопоставленному нацисту, внезапно заболевшему на марше. С тех пор специалист был вне подозрений.
Местное подполье никак не давало о себе знать, и Фёдор Михайлович решил действовать. Он привлек к конспиративной работе санитарку-комсомолку Антонину Петрийчук и её подругу учительницу Анну Охман. Познакомился с учителем Антоном Захаровичем Одухой, благодаря которому скоро появились подпольные группы в близлежащих к городу населённых пунктах. Воспользовавшись тем, что в больнице не хватало врачебного персонала, главврач добился разрешения коменданта города отобрать в лагере для военнопленных «лояльных» новым властям врачей. Вскоре в больнице появились Захаров, Цыганкова, инструктор эпидстанции Гоголь (Троцкий)…
Здесь следует дать небольшое пояснение. Осенью 1941 года, после оккупации Славуты, немцы в двух километрах от города организовали для раненых и больных офицеров и бойцов Красной Армии так называемый «Гросслазарет Славута, Цай лагерь 301», проще говоря, концлагерь, где содержались около 20 тысяч военнопленных. ?менно здесь Фёдор Михайлов находил нужных ему людей.
Одновременно с этим под руководством главврача был создан межрайонный подпольный комитет. Подпольщикам удалось оборудовать тайную типографию и наладить выпуск листовок. Организацию пополняли новые люди, шёл сбор оружия и боеприпасов. Налаживалась связь с подпольщиками Житомира, Ровно, Здолбунова, Проскурова, Киева… На предприятиях участились случаи выхода из строя машин, таинственно исчезали предатели Родины. Гитлеровцы устраивали облавы и обыски, чинили кровавую расправу по малейшему подозрению, но напасть на след подпольщиков не могли.
Вскоре начала действовать подпольная группа и в самом «Гросслазарете», возглавляемая военврачом А. Чамоковым и политруком ?. Кузовковым. Чамоков под видом «безнадёжных» направлял в городскую больницу своих людей. ?х помещали в изолятор, куда могли входить только тщательно отобранные «специалисты». Через некоторое время главврач докладывал коменданту лагеря о «смерти» доставленных в больницу, и тот исключал их из списка.
Удары подполья усиливались. Под станицей Кривин, недалеко от Славуты, ушёл под откос воинский эшелон из 32 вагонов. Были уничтожены более семисот вражеских солдат и офицеров. Подпольщики Шепетовки организовали побег из местного лагеря большой группы военнопленных…
Настал, однако, день, когда Одуха пришёл «на приём» к главному врачу и с тревогой сообщил: «Гестапо, кажется, напало на след моей группы. Что делать?» «Немедленно уходить в лес, – последовал ответ. – Будем создавать партизанский отряд». Очень скоро число партизан выросло до четырёх тысяч человек. Всего ими было проведено 948 боевых операций и диверсий. Пущены под откос около 300 составов с живой силой и техникой, уничтожены свыше 12 тысяч солдат и офицеров вермахта.
Михайлов вынес на заседание комитета вопрос о подготовке к приходу Красной Армии вооружённого восстания. Для этого нужно было создать новые боевые группы, слить их в один или несколько партизанских отрядов. Осуществить замысел не удалось. Немцы нашли способ уничтожить подполье. Они стали искать ядро организации в «Гросслазарете». Произвели с другими лагерями обмен военнопленными. Сменили внутреннюю охрану, которая должна была принять участие в восстании. ?х расчёт оказался верным. План восстания оказался под угрозой.
Михайлов видел, что тучи над ним сгущаются. Он не мог не знать, что враг может заслать в его организацию опытных агентов и провокаторов. Так оно и произошло. В рядах подпольщиков завёлся предатель …
Фёдора Михайлова арестовали и отправили в Шепетовский застенок. Не исключая, что его попытаются освободить, немцы задумали организовать для партизан мышеловку. Они увеличили численность своего гарнизона и стали ждать. Михайлов узнал об этом и понял, что партизанам в такой схватке не выстоять. Он отправил на волю записку: «Ничего не предпринимайте. Погубите себя и людей. Прощайте, братья!» Партизаны от попытки нападения на гарнизон отказались ...
Между тем, следствие по делу результатов не принесло. Арестованные подпольщики упорно молчали. Тогда фашисты решили устроить казнь через повешение. С Михайловым расправились особо, в саду больницы, в которой он работал, на глазах насильно согнанных сюда людей. Пятого августа 1942 года здесь показалась группа жандармов и полицаев. Один из них нёс лестницу, другой – верёвку с петлёй. Посередине, под усиленной охраной, с высоко поднятой головой шёл Михайлов, весь в кровоподтёках, с заломленными назад руками, которые опутывала колючая проволока. На груди его висела доска с надписью: «Я – большевистский бандит. Я убивал немецких солдат». Но устроить показательную казнь у немцев не получилось. Когда Михайлова подвели к виселице и накинули на шею петлю, он нашел в себе силы крикнуть: «Да здравствует Советская власть! Смерть фашистам!»
Партизанский отряд стал носить его имя и вскоре вырос до соединения. 18 января 1944 года партизаны ворвались в Славуту, а ещё через два дня в город вступили бойцы Красной Армии.
Восьмого мая 1965 года Федору Михайловичу Михайлову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Так была увековечена память о подпольщике, который вышел победителем в неравной схватке с фашистами.
Виктор Никитин
Фото автора и открытые источники