На минувшем аппаратном совещании губернатор Ульяновской области Сергей Морозов в очередной раз поставил ребром вопрос о реализации проекта «Продовольственная социальная карта». «Мы не продовольственные карточки образца 90-х годов вводим, как сегодня пытаются подать это некоторые региональные СМ?, – заявил он, – а перенимаем западный опыт по реализации продукции и товаров наших производителей. Проект видится нами как ещё одна мера поддержки социально незащищённых слоёв населения в нынешних сложных экономических условиях".
?дея не нова. Заместитель председателя правительства – министр сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области Александр Чепухин вынашивал её несколько лет. Примером для подражания могут служить и служат США. Там программа льготной покупки продуктов, известная как программа выдачи продуктовых талонов, носит статус национальной и действует с 1939 года. Она преследует цель помочь жителям страны, имеющим низкие доходы. Отвечает за программу Минсельхоз США.
?значально в этой стране использовались бумажные талоны номиналом один, пять и десять долларов США, которые предназначались для приобретения любых продуктов в магазинах. В конце 90-х годов прошлого века бумажные талоны были вытеснены дебетовыми пластиковыми карточками. В 2008 году упоминание о талонах исчезло из названия программы. Но принцип действия не изменился до сих пор.
Предлагаемая Минсельлесхозом Ульяновской области система предназначена действовать выборочно. Продовольственная социальная карта будет выдаваться малообеспеченным либо временно находящимся в затруднительном материальном положении семьям и одиноким гражданам, чей среднедушевой доход не превышает полутора прожиточных минимумов. На карту, выдаваемую органами социальной защиты населения, будет ежемесячно начисляться по одной тысяче рублей. Её владелец получит возможность приобретать до 20 наименований жизненно важных и экологически чистых продуктов питания местного производства, относящихся к категории социально значимых товаров. Планируется, что ассортиментный минимум будет включать в себя хлеб и крупы, макаронные изделия, молоко и молокопродукты, картофель и овощи, яблоки, сахар-песок, мясопродукты, свежую рыбу, масло подсолнечное, яйцо и чай.
Приобретать продукты можно будет в магазинах, участвующих в реализации проекта. Цены будут ниже, чем в обычной розничной сети. Вот как видит дальнейшие шаги в этом направлении Александр Чепухин: «Чек с денежным номиналом, на который можно приобрести продукты питания, производимые в регионе, предъявляется его обладателем в торговой точке. Магазин, в свою очередь, отправляет полученные чеки бюджету на оплату. Всё просто. ? гораздо эффективней, чем раздавать деньги всем кряду на приобретение продуктов, зачастую произведённых за пределами региона. Раздавать, в том числе, представителям высокодоходных слоёв населения. Тогда как помогать нужно тем, кто в этом по-настоящему нуждается». Малоимущие семьи и одинокие граждане могут рассчитывать на такую помощь на срок от трёх до шести месяцев. Если семья и дальше будет в ней нуждаться, следует обратиться в комиссию по оказанию адресной помощи.
Здесь, правда, нужна предельная внимательность. Практичные американцы, исходя из собственного опыта, утверждают, что семьи, получающие продовольственные талоны, не всегда и не в полном объёме тратят их на приобретение продуктов. Напротив, большая часть сэкономленных за счёт обмена талонов денег расходуется ими на другие цели.
Объяснение этому есть. Как и в любой системе безвозмездного распределения денег имеют место факты мошенничества и коррупции. Граждане, участвующие в программе, начинают скрывать свои доходы, чтобы по-прежнему получать государственную помощь. Несмотря на запрет обмена продовольственных талонов на наличные деньги, получатели талонов вступают в сговор с продавцами и продают им талоны с дисконтом, то есть со скидкой. Это выгодно получателю талонов – он получает не продукты, а деньги. Выгодно и продавцу, который получает из бюджета в качестве компенсации полную стоимость талона. Результатом является криминализация сферы обращения талонов на питание.
Впрочем, время для изучения и предотвращения подобной ситуации у региона было достаточно и меры приняты. Проект, в качестве пилотного, планируется запустить в реализацию в мае текущего года, поначалу, только в областном центре и в Ульяновском районе. ? лишь с 2016 года после обкатки на всей территории региона. На первом региональном съезде сельских старост министр сельского хозяйства России Николай Фёдоров поддержал и одобрил планы Ульяновской области по внедрению системы распределения региональных продуктов с использованием такой формы, как продовольственные социальные карты.
Виктор Никитин