Яндекс.Метрика
Дети войны
8:5525 февраля 2015
Клуб «Симбирский глагол». Ведущий Клуба – Жан Миндубаев. Тема заседания: «Дети войны». От ведущего. Мы продолжаем рассказывать о юных гражданах нашего Отечества, которые своим трудом, своими недетскими усилиями помогали стране выстоять и одолеть страшного врага минувшей Великой Отечественной  войны...

Екатерина Наумова работала наладчицей на   Ульяновском моторном заводе. Она избиралась депутатом  Верховного Совета РСФСР, была делегатом  25 съезда КПСС. Годы военного детства Екатерины Григорьевны –  яркая и поучительная страница в истории нашей страны…

Екатерине Григорьевне Наумовой было всего три с половиной года, когда началась Великая Отечественная война. Перед уходом на фронт в их дом приходили попрощаться братья отца и матери. Брат отца, дядя Филипп, поднял маленькую Катю на руки и сказал: «Мы вернёмся». На глазах его были слёзы. Отец, Григорий Богатнов, прощаясь, наказывал матери: «Береги  детей». Всего на фронт ушли девять близких родственников. С мамой в Ульяновске остались четверо детей.

Жили на Староинвалидной улице (сейчас Южная) на Тутях, в избушке-засыпушке.  Зимой дров не хватало, и печка быстро остывала. Вася, спавший на печке, начинал замерзать и закрывал заслонку, чтобы подольше сохранить тепло. Несколько раз он чуть не погиб, надышавшись угарным газом. Дети  собирали по улицам щепки, жгли оставшиеся заборы, мебель. Недалеко от  дома был дровяной склад, и дети потихоньку  отщипывали кору от брёвен. Мама часто уезжала на несколько дней. Объясняла, что «надо копать окопы, чтобы немец до нас не дошёл». Ещё работала в деревне Большие Ключищи вместе с колхозниками, получала за работу горсть зерна – детям на кашу. В этой же деревне жил мамин отец, который через неё передавал немного мёрзлого молока для внуков. Молоко размораживали и разливали по чашкам – всем поровну.

Без матери за хозяйку оставалась десятилетняя Аня. Она водила младших ребятишек на убранные поля собирать оставшуюся мёрзлую картошку, а летом – собирать травы. Из картошки делали серые лепёшки, из травы варили щи. Если было молоко – «забеливали» щи. Старшая сестра заботилась о младших, как могла,  грела воду, мыла всех по очереди. Когда уставшая мать возвращалась домой, она садилась на лавку, обнимала всех своих детей и плакала, радуясь, что они живы...

Как-то во время войны выдали гуманитарную помощь, полученную из Америки: Василию – брезентовые штаны, а Кате с Ниной – одну шубу на двоих, которую они носили по очереди. В конце войны привезли в Ульяновск пленных немцев, они свободно ходили по улицам Тутей и просили одежду, еду. Им редко что-то давали – еды, одежды и обуви не хватало самим, если что-то удавалось подкопить или связать – отправляли на фронт.

В дом Филиппа Богатнова пришла похоронка – он погиб в Черниговской области.  Его жене, Пелагее Николаевне, пришлось одной растить дочь Катю. Две Кати Богатновы – двоюродные сёстры, ровесницы, очень сдружились. Ещё один брат, Михаил Богатнов, ушёл на фронт, оставив беременную жену с пятью детьми. Жена тяжело заболела и умерла, оставив сиротами шестерых детей в возрасте от трёх месяцев до двенадцати лет.  Все родственники помогали детям, чем могли. Они написали в военкомат ходатайство с просьбой вернуть отца детям, и вскоре Михаил, раненный, вернулся с фронта к своей  большой семье.

9 мая 1945 года в окно Богатновых постучала соседка: «Лиза, война кончилась, Григорий придёт живой!»  Все проснулись, радовались, много говорили об отце, а потом всё прислушивались к шагам на крыльце. Изо дня в день дети мечтали: «Вот вернётся папа …» Казалось, что всё сразу наладится, будет и тепло, и сытно, и весело. Вернулись  братья отца и матери – те, кому посчастливилось выжить, но отца всё не было.

Григорий Богатнов пришёл с войны осенью 1945 года, израненный, простуженный. Мать долго лечила его мазями, поила травами, парила в бане у старшего брата. Когда зарубцевались раны и поутихли боли, отец взялся за строительство нового дома. Строили всей роднёй – и со стороны мамы, и со стороны отца все были дружные, работящие. Вскоре на Набережной реки Свияги появилась крепкая изба, сараи, конюшня. Богатновы завели своё хозяйство.

Вскоре после войны Катя тяжело заболела скарлатиной. Попала в больницу, волосы остригли наголо. Отец возил девочку по деревням, по лекарям. Хорошо, что уже было своё хозяйство, своё молоко, яйца, мясо. Катя выжила и окрепла. В 1947 году уже в новом доме родилась сестра Антонина. В 1948 году была большая засуха, жили тяжело, еле сводили концы с концами. В 1951 году родилась сестра Татьяна. Родители во всём были для детей примером, они всё умели делать своими руками: отец строил дома, клал печи, делал мебель, чинил обувь. Мать занималась детьми и вела хозяйство.  Она всё умела и учила детей печь пироги, шить, вязать, работать на огороде, ухаживать за скотиной.

Екатерина Григорьевна рассказывает: «Мы любили своих родителей, никогда им не возражали. Слово мамы и папы для нас, детей, было законом. Отец с вечера нас предупреждал, чем завтра займёмся. Зимой в 4-5 часов утра, ещё до школы, мы ездили за бардой (едой) для коровы. Ставили на санки бочку и – по льду, по замёрзшей реке Свияге.  А летом все дети пасли корову и заготавливали сено на зиму: папа косил траву, а дети её в мешках носили домой. Пасти корову чаще доставалось мне, потому что старшие уже работали, а младшие не подросли. Я пасла на другом берегу Свияги. Рано весной вода в реке ещё холодная, и я старалась переезжать Свиягу верхом на корове. Иногда Зорька – так звали корову – сбрасывала меня в холодную воду. Младшие сёстры приносили мне сухую одежду через Казанский мост. После войны работы хватало всем. Однажды мама послала меня на рынок продать  немного молока, чтобы купить хлеба. Меня увидела учительница по математике и отругала: «Уроки, наверное, не сделала, а продаёшь здесь». Мне стало стыдно, но маме я ничего не сказала. Так мы и жили, трудно, но дружно,  и в семье, и с родными, которых было много. Все были певучими, весёлыми, бывало, на свадьбы собирали гостей по 150-200 человек....

Все мои сёстры и брат выросли ответственными, трудолюбивыми, на своём производстве были на хорошем счету. Старшая сестра Анна работала поваром, брат Василий окончил ремесленное училище, работал фрезеровщиком, Нина была  кладовщицей, Антонина – закройщицей, Татьяна  работала в школе».

Сама Екатерина Богатнова начала работать в 14 лет, работала на базах – развешивала соль и зерно. В 1955 году пришла на Ульяновский завод малолитражных двигателей. Её направили на участок поршней ученицей к фрезеровщице Тамаре Малышевой. Екатерине в цехе очень понравилось, захотелось всему научиться. Она стала присматриваться к работе расточника Геннадия Моисеева, наблюдать за работой наладчика Фёдора Ежова, который даже обижался: «Что ты за мной ходишь?» Неожиданно Фёдор серьёзно заболел, и начальник цеха М.Г.Забалуев уговорил Екатерину поработать временно наладчицей. Ежов вернулся в цех через полгода, он стал мастером, а наладчице Богатновой присвоили 5-й разряд и вскоре назначили бригадиром комсомольско-молодёжной бригады, состоявшей из тринадцати человек.

В 1957 году коллектив бригады принял повышенные обязательства: всем членам бригады поступить учиться, освоить смежные профессии, выполнять производственное задание не менее, чем на 102 %, содержать своё рабочее место в чистоте и порядке, участвовать в общественной жизни завода, помогать другим членам бригады в работе, учёбе, в быту. Не всем такие трудности были по душе. Екатерина работала наладчиком и помогала всем членам бригады - учила, поддерживала, показывала пример во всём. Она поступила в трёхгодичную школу мастеров, Люда Никитина – в педагогический институт, Галя Лёвушкина – в техникум,  Слава Кандир и  Нина Семёнова - в вечернюю школу. Галя Кармаева  училась на бухгалтера, Галя Зуева – на экономиста. Остальные посещали курсы профобразования при заводе. Бригада была очень дружная, все вместе ходили в театры, музеи, на прогулки.

В 1958 году на совещание в обком комсомола пригласили все комсомольско-молодёжные бригады области. На сцену вызвали три самых лучших бригады – бригаду Богатновой с УЗМД (вышли 11 человек), бригаду Игнатьева с автозавода (3 человека) и бригаду Ахметьева с завода им. Володарского (несколько человек). Бригада Екатерины Богатновой  произвела впечатление не только тем, что добилась высоких показателей по всем  обязательствам, но и тем, что оказалась самым большим и дружным коллективом.

Когда секретарь обкома ВЛКСМ Владимир Сверкалов предложил присвоить бригаде Богатновой (впервые в Ульяновской области!) звание «Бригада коммунистического труда», зал разразился бурными аплодисментами. О бригаде Богатновой стали  писать в газетах, рассказывать по радио. Члены бригады продолжали ударно работать и учиться, брали новые обязательства. Многие заводчане искренне радовались, что благодаря  бригаде Богатновой УЗМД у всех на слуху, но были и завистники, которые старались сказать бригадиру что-нибудь грубое и ехидное. Екатерина нередко плакала от обиды, спрятавшись за станком, много раз просила начальника цеха сделать её только наладчиком и даже думала уволиться. Но начальник цеха Михаил Георгиевич Забалуев, члены бригады, наладчик Сергей Пеньков, шлифовщик Александр Вашарин и другие рабочие стояли за бригадира Богатнову горой. 

В 1960 году двадцатидвухлетняя Екатерина Богатнова была награждена орденом Ленина. Вручение высокой награды девушка восприняла как оказанное ей доверие, она почувствовала ответственность перед коллективом,  смелее стала выступать на заводских и городских собраниях.

В 1963 году Екатерина Григорьевна, уже ставшая Наумовой, была избрана депутатом РСФСР. Как депутат, она   узнавала о многих проблемах жителей города, работников завода и старалась их решить. Вопросы были разные: обеспечение жильём и детскими садами, помощь инвалидам, семейные проблемы. Приходилось обращаться к высоким руководителям, которые поначалу снисходительно смотрели на молодого депутата. Ей было всего 25 лет, маленькая дочь на руках, работа на заводе, но она всем старалась помочь, потому и оставалась депутатом Верховного Совета четыре  года.

В 1967 году Екатерину Наумову  избрали депутатом городского совета народных депутатов. Через год УЗМД был переименован в Ульяновский моторный завод, началось освоение производства автомобильных двигателей, лучших работников направляли на трудные участки, и Екатерина Григорьевна перешла наладчиком в новый цех. В 1974 году Е.Г. Наумова была награждена вторым орденом Ленина и золотой медалью «Серп и молот» Героя Социалистического Труда.

На моторном заводе она проработала 39 лет, обязанности депутата горсовета бессменно исполняла до 1989 года, много лет избиралась членом обкома КПСС. В 1998 году ей присвоено звание «Почётный гражданин Ульяновской области».