Медиа 73 продолжает следить за ростом цен на лекарственные препараты. По последним данным, предоставленным министерством здравоохранения и социального развития Ульяновской области, больше всего подорожали такие лекарства, как Конкор (на 68 рублей) и Омез (на 60 рублей). Оба препарата зарубежного производства. Цены на отечественные лекарства выросли не так заметно, например, Ингавирин подорожал на 10 рублей, а Корвалол – на 19 рублей. О том, в следствие чего растут цены и как можно сэкономить на приобретении лекарств, мы поговорили с заместителем председателя правительства Ульяновской области-министром здравоохранения и социального развития Павлом Дегтярём.
– Павел Сергеевич, хотелось бы понять, на каком этапе ценообразования возрастает стоимость препаратов?
– Есть несколько критериев ценообразования. Первый – это уровень оптовой цены, которая зависит от цены производителя. Второй – это уровень розничной цены и уровень наценки, которую делает каждая конкретная аптека.
Понятно, что цены на лекарственные препараты могут быть разные, в зависимости от того, в городе или на отдалённой территории находится аптека – нужно учитывать затраты на логистику. Любая фармкомпания на сегодняшний день является коммерческой организацией, направленной на получение прибыли. Неспроста фармацевтический бизнес регулируется законом, а не отправлен в свободный полёт.
– Какие механизмы по удержанию цен применяются в Ульяновской области?
– Государством установлен контроль за жизненно важными и необходимыми лекарственными средствами. Существует предельная цена на такие препараты. Мы как контролирующий орган следим за этим совместно с Росздравнадзором.
Немногие регионы контролируют цены на препараты, не входящие в этот перечень. Мы пошли на это для того, чтобы владеть ситуацией, понимать, как рынок реагирует на экономическую и геополитическую ситуацию, а также понимать, как этот вопрос корректировать.
Например, повысилась цена на препарат, пользующийся популярностью у населения. Наша задача – проинформировать, какие есть более дешёвые аналоги и провести работу с фармсетями, объясняя, что есть ещё и социальная ответственность. Многие откликаются. Необходимо своевременно выявлять отдельные случаи повышения цен и адресно работать с каждым аптечным учреждением.
– Эти меры – реакция на кризисную ситуацию, или существует долгосрочный план действий?
– Фармацевтическим сообществом на федеральном уровне обсуждается рост цен. Многое делается в направлении локализации фармпроизводств на территории России. Этот процесс задумывался до 2020 года. У нас впереди ещё пять лет реализации стратегии «Фарма 2020». Она чётко структурирована, в ней обозначена государственная поддержка производителей.
– Наблюдается ли в регионе дефицит тех или иных лекарственных средств?</strong>
– В дефиците у нас только один препарат – Дифенин. Он производился на луганском заводе, который в настоящее время не работает. На рынке есть аналоги, которые его замещают. Учитывая сложившуюся ситуацию, завод может начать работать ещё не скоро.
– Каков уровень роста цен в Ульяновской области по сравнению с соседними регионами?
– В других регионах наблюдаются более высокие скачки цен. На федеральном уровне отмечают, что стоимость лекарственных препаратов должна расти в пределах прогнозируемого уровня инфляции – 11,3 процента. В таких же рамках возможна индексация цен на жизненно необходимые и важные препараты.
– В аптеках продаются более дешёвые аналоги дорогих препаратов – так называемые дженерики. Действительно ли они обладают идентичными свойствами?
– Фармрынок достаточно разнообразен, и мы видим, что некоторые препараты, в зависимости от производителя, могут значительно различаться в цене.
В процессе реализации некоторых лекарств значительные средства тратятся на маркетинговую кампанию, на рекламу.
Кроме того, существуют оригинальные препараты, прошедшие клинические испытания, весь необходимый путь для регистрации, а есть дженерики – препараты с той же химической формулой. Вторые уже не проходят столь углубленные исследования, действие их химической формулы уже доказано. Фармацевтическая компания, производящая их, тратит меньше средств, поэтому они дешевле.
- То есть препараты с одним и тем же активным веществом могут серьёзно различаться в цене, имея одинаковый эффект?
– Самый яркий пример – капли в нос. Мы видим рекламу по телевидению, особенно в эпидсезон. Действующее вещество одно, но цена на отечественный препарат составляет порядка 50 рублей, тогда как тот же препарат импортного производства с другим коммерческим наименованием может стоить 400-500 рублей. Вещество одно, и действует оно одинаково.
– Дженерики были на рынке всегда. Однако, многие, зная об этом, всё равно предпочитают брать дорогие препараты.
– Здесь речь может идти об эффекте плацебо: когда вера в лекарство достигает большего эффекта в лечении. Это психотерапия в широком смысле слова: когда человеку предлагают лекарство за рубль и за тысячу рублей, он считает, что более дорогое лекарство лучше.
– Во всех ли случаях можно положиться на дженерики?
– Есть категории препаратов, которые очень серьёзно влияют на жизнь пациента, например, средства для лечения сахарного диабета, бронхиальной астмы. Моё личное мнение – быстрое замещение на аналоги проводить нельзя, потому что подбор лекарств для таких пациентов – это очень тонкий процесс. Таких больных у нас в регионе более 30 тысяч человек. Я считаю, что в случае инсулинами, с учётом того, что это гормоны, человек должен приобретать тот же препарат, что покупал ранее.
– Напоследок вернёмся к стратегии «Фарма 2020», а конкретнее – к локализации фармпроизводства на территории страны и конкретно Ульяновской области. Живы ли проекты, анонсированные до кризиса? Появились ли новые?
– Губернатор Сергей Морозов не раз проводил переговоры о том, чтобы разместить производство лекарственных препаратов на территории Ульяновской области. В ближайшее время будут проведены очередные встречи с инвесторами.
Что касается производства госпитальной упаковки, о которой говорилось ранее, отмечу, что площадка размещения завода уже определена, инвесторы не отказались от проекта. Производство однозначно будет локализовано.
Кроме того, в настоящее время мы ведём переговоры о локализации с одним из производителей медицинской ваты.
"Медиа 73» публиковало перечень аналогов популярных иностранных лекарств, список дженериков также можно найти на сайте министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области. Специалисты отмечают, что любой отрицательный эффект препарата – это повод проинформировать об этом своего лечащего врача и Роспотребназдзор, который имеет право ставить вопрос о несоответствии данного препарата тем или иным нормам.
По вопросам лекарственного обеспечения граждане Ульяновской области могут обратиться на «горячую линию» по телефону: 8(800)200-73-07.
Алексей Хорошилов