Яндекс.Метрика
Крейсер «Варяг»: «Шли спокойно и гордо на верную смерть»
8:5309 февраля 2015
Варяг19 октября 1898 года со стапелей верфи американского города Филадельфия был спущен на воду и второго января 1901 года встал в строй Тихоокеанской эскадры Балтийского флота крейсер I ранга Варяг», бессмертный подвиг которого будет вписан золотыми буквами в историю военно-морского флота России. Вместе с ним столь великой чести удостоилась и канонерская лодка «Кореец». Нахождение крейсера в нейтральном корейском порту Чемульпо не было случайностью. Боевой корабль под командованием капитана первого ранга Всеволода Фёдоровича Руднева  обеспечивал нормальную работу российского посольства в этой стране. Узнав о разрыве дипломатических отношений между Россией и Японией, Руднев просит разрешения у русского посланника в Сеуле на уход корабля в Порт-Артур. Но официального объявления войны ещё не было, и он получил отказ. Восьмого февраля «Кореец» под командованием капитана второго ранга Григория Павловича Беляева сделал попытку уйти в Порт-Артур, но был перехвачен японскими боевыми кораблями, атакован и вынужден вернуться в Чемульпо. К этому времени японская эскадра под командованием контр-адмирала Уриу уже блокировала город. ? только присутствие английского военного корабля «Тэлбот», французского крейсера «Паскаль», итальянского «Эльба» и американской канонерки «Виксбург» сдерживало её от нападения на «Варяг», который вместе с «Корейцем» оказался «запертым» в порту Чемульпо. Рано утром девятого февраля Уриу направил Рудневу телеграмму-ультиматум с требованием покинуть Чемульпо до 12 часов дня. В противном случае японцы грозили открыть огонь по русским кораблям в нейтральном порту, что было грубым нарушением международного права. ВАряг РудневК чести командиров иностранных кораблей, за исключением американского – капитана второго ранга Маршалла – они выразили командующему японской эскадрой письменный протест. Более того, командир «Тэлбота» Бэйли, зная о проблемах с ходовой частью русского крейсера,  предложил «Варягу» «интернироваться под британским флагом, как не способному к боевым действиям».  Американский капитан и вовсе предложил русским сдаться в плен «во избежание ненужных потерь». Но Руднев не согласился. «Безусловно, – заявил он, – мы идём на прорыв и вступим в бой с неприятельской эскадрой, как бы сильна она ни была. Никаких вопросов о сдаче не может быть. Сражаться будем до последней возможности и до последней капли крови». Позже, когда капитан повторил эти слова на палубе крейсера перед вставшей по стойке «смирно» командой, в рядах которой заняли место даже те, кто до этого лежал в лазарете, моряки встретили их дружным «Ура!».  Таким образом, они решили дать бой в открытом море. Полные решимости и отваги, не желая подвергать опасности иностранные военные корабли, девятого февраля 1904 года в 11 часов 20 минут крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» снялись с якоря. Как следует из архивных документов, это был трагический и одновременно торжественный момент. Моряки иностранных судов выстроились на палубах, над рейдом гремело громовое «Ура!», многие матросы плакали. На итальянском крейсере «Эльба» зазвучал русский гимн, на французском «Паскале» – «Марсельеза». Позже капитан французов скажет: «Мы салютовали этим героям, шедшим столь спокойно и гордо на верную смерть»… бой ВарягаПомните строки: «Наверх вы, товарищи, все по местам! Последний парад наступает… Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг», пощады никто не желает». Японцы предвкушали победу. Для этого у них были все основания: в открытом море путь русским кораблям преградила армада, превосходящая «Варяг» артиллерийским вооружением более чем в пять, а торпедным – в семь раз. ?сходные позиции заняли шесть бронированных крейсеров «Асама», «Нанива», «Такачихо», «Нийтака», «Акаси» и «Чиода». ?х сопровождали восемь миноносцев. Один лишь бронированный крейсер «Асама» имел на борту пять торпедных установок и тридцать семь орудий. Тогда как «Варяг» не только не имел бортовой брони, но даже и бронированных щитов на орудиях. Тем не менее, на сигнал японцев «Сдаться на милость победителям» командир русского крейсера отдал приказ поднять боевые флаги. Через полчаса после выхода в открытое море с броненосного крейсера «Асама» раздался первый выстрел. Вслед за ним открыла огонь вся эскадра противника. «Варяг» не отвечал, он шёл на сближение. ? лишь когда дистанция сократилась до первого выстрела, Руднев приказал открыть огонь. К этому времени на русских был обрушен шквал снарядов: только в первую минуту их было выпущено более 200, это около семи тонн смертоносного металла. Как сказано в песне, «свистит и гремит, и грохочет кругом, гром пушек, шипенье снарядов. ? стал наш бесстрашный и гордый «Варяг» подобен кромешному аду». Море кипело от взрывов, палубу обдавало осколками снарядов и каскадами воды, возникали пожары, открывались пробоины. Остатки корабельных надстроек с грохотом падали на палубу, погребая под собой матросов. Замолкали один за другим подбитые орудия, вокруг которых лежали убитые моряки... Капитан Руднев получил контузию и ранение в голову, чудом остался жив, но продолжал руководить боем. Бой Варяга и КорейцаВсю силу своего огня японцы сосредоточили на «Варяге». На «Кореец» они попросту махнули рукой, полагая, что легко потопят маленькую русскую канонерку после того, как расправятся с главным врагом. ? промахнулись. «Кореец» смело вступил в артиллерийскую дуэль с крейсером «Такачихо», всаживая в него снаряд за снарядом, а затем открыл огонь фугасами и по «Асаме», где вскоре начался пожар, обвалился капитанский мостик и был убит командир корабля. А крейсер «Акаси» получил столь внушительный удар, что его потом ремонтировали более года. Крейсеры «Чиода» и «Такачихо» получили не менее серьёзные повреждения. Один из миноносцев, получив порцию русского металла, затонул во время боя, другой – по пути в порт Сасебо. Во время боя, продолжавшегося в течение 50 минут, «Варяг» выпустил по врагу 1 105 снарядов, «Кореец» – 52. После боя подсчитали потери. На «Варяге» из экипажа в 570 человек были убиты один офицер и 30 матросов, ранены шесть офицеров и 85 матросов. Получили лёгкие ранения более 100 человек. Японцы, в общей сложности, привезли на берег 30 своих убитых и двести раненых, не считая тех, кто погиб вместе со своими кораблями. Противник не смог ни затопить, ни захватить русские суда. Это была победа русского флота! ?зраненный, но не побежденный «Варяг» вернулся в порт Чемульпо, чтобы сделать необходимый ремонт и снова идти на прорыв. Однако из-за полученных пробоин крейсер кренился на борт, насосы не успевали откачивать тонны воды, машины и рулевое управление практически полностью вышли из строя, большинство орудий было разбито. «Варяг» медленно умирал на глазах интернациональной эскадры... Руднев принял решение: снять команды с кораблей, крейсер затопить, канонерку взорвать, русское торговое судно «Сунгари», стоявшее в порту,  сжечь, чтобы они не достались врагу. Совет офицеров поддержал своего командира. Ñïàñøèåñÿ ìàòðîñû ñ êðåéñåðà "Âàðÿã" è êàíîíåðêè "Êîðååö"Моряки «Варяга» и «Корейца» несколькими эшелонами вернулись на родину, где их восторженно встретил русский народ. Большие торжества в честь героев-моряков прошли в Санкт-Петербурге. 29 апреля 1904 года в Зимнем дворце царь Николай Второй чествовал моряков «Варяга» и «Корейца». ?х экипажи были отмечены высокими наградами: матросы награждены Георгиевскими крестами, а офицеры – орденами Святого Геор­гия 4-й степени. Капитан 1 ранга Всеволод Руднев был награжден орденом Свято­го Георгия 4-й степени, чином флигель-адъютанта и назначен командиром 14-го флотского экипажа и строившегося в Петербурге эскадренного броненосца «Андрей Первозванный». Была учреждена медаль «За бой "Варяга" и "Корейца"», которой были отмечены все участники боя. В ноябре 1905 года за отказ принять дисциплинарные меры против революционно настроенных матросов своего экипажа Всеволод Руднев был уволен в отставку с производством в контр-адмиралы. Он уехал в Тульскую губернию, где поселился в небольшой усадьбе при деревне Мышенки, в трех верстах от станции Тарусская. Седьмого июля 1913 года Руднев скончался и был похоронен в селе Савине (теперь Заокский район Тульской области). Крейсер «Варяг» был поднят японцами 26 июля 1905 года, отремонтирован и в 1907 году под именем «Сойя» включен в состав флота в качестве учебного крейсера. В марте 1916 года корабль был выкуплен у Японии русским царём и зачислен в состав Балтийского флота под прежним именем «Варяг». В декабре того же года он прибыл в Мурманск, а 25 февраля 1917 года ушёл в Англию на капитальный ремонт. Русский флот ждал возвращения славного крейсера для участия в войне с Германией. Но после октябрьского переворота Варяг памятниканглийские военные власти разоружили «Варяг», экипаж отправили на Родину, а сам корабль в 1918 году продали частному предпринимателю. Во время буксировки к месту будущей стоянки вблизи города Лендалфут, разразился шторм и крейсер был выброшен на камни. В 1925 году англичане разобрали его на металл. Так закончил своё существование самый знаменитый крейсер русского флота. Канонерка «Кореец» была поднята японцами в 1905 году и сдана на слом. В 1954 году в нашей стране широко отметили 50-летие подвига моряков «Варяга». 30 сентября 1956 года в Туле был открыт памятник командиру легендарного крейсера. А 9 февраля 1984 года в деревне Русятине Заокского района состоялось открытие музея Всеволода Руднева, созданного сотрудниками Тульского областного краеведческого музея при содействии Центрального военно-морского музея. Девятого августа 1992 года в селе Савине был открыт памятник Рудневу. Летом 1997 года памятник ему установлен и в городе Новомосковске, недалеко от которого у деревни Яцкой находилось родовое имение Рудневых. А в составе Тихоокеанского флота России несет свою службу гвардейский ракетный крейсер с гордым именем «Варяг».         Виктор Никитин