Яндекс.Метрика
Аэрография – искусство рисовать воздухом
14:4005 февраля 2015

Искусства, в том числе имеющие многовековую историю, с течением времени претерпевают изменения. Меняются техники, методики, инструменты, взгляды авторов. Изобразительное искусство не исключение. Одна из его техник сочетает в себе реалистичность фотографии и свободу изображения живописи – это аэрография. Вместо холста – практически любая поверхность, вместо кисти – аэрограф с краской. Суть работы инструмента заключается в подаче краски с помощью сжатого воздуха. Краска наносится очень тонким равномерным слоем, а линии рисунка могут быть как чёткими и тонкими, так и более распылёнными. За счёт этого достигается объем, глубина и фактурность рисунка, плавные переходы цвета. Сегодня помощью аэрографии можно создать живописную картину, расписать ткань, стены или посуду, отретушировать фотографию, сделать боди-арт и макияж. Но до сих пор большинству людей слово «аэрография» знакомо разве что в связи с процессом окраски машин. Действительно, техника используется в оформлении автомобилей и мотоциклов, но этим дело не ограничивается. Возможно, вы будете удивлены, но в Ульяновске направление аэрографии существует. И только в одной студии не только выполняют заказы, но и проводят обучение технике аэрографии.

По словам основательницы студии аэрографии и боди-арта «NAVKA-studio» Маргариты Навки, обучиться аэрографии не сложно – было бы желание. Именно желание научиться рисовать, причём максимально реалистично, привело девушку сначала на урок правополушарного рисования, а затем на занятия у московских художников.

«Это интересное направление. Но люди о нём не знают, – рассказывает Маргарита. У многих есть стереотип об аэрографии. Во-первых, что это можно использовать только на машинах. Во-вторых, что профессионально в Ульяновске этим никто не занимается. В-третьих, думают, что техника сложная и освоить ее «простому смертному» практически невозможно. Действительно, студий аэрографии немного, и мы не слышим о них каждый день. Наиболее известные – в Москве и Санкт-Петербурге. Хотя сейчас наметилась тенденция к их созданию и в небольших городах», – отмечает Маргарита. Техника аэрографии привлекла художницу своей гиперреалистичностью и относительно коротким сроком обучения. Девиз её школы – 60 часов с нуля до выполнения первого заказа. «Техника интересна тем, что можно за короткий срок научиться рисовать и достаточно реалистично. Это будет выглядеть, как фотография. Чтобы достичь такого же уровня в живописи, нужно потратить много лет, – рассказывает художница. – Многие это за искусство не считают – мол, можно сфотографировать, и будет то же самое. А для меня, чем ближе к реальности, тем больше это трогает». 

По образованию Маргарита юрист, а рисовать училась сама, по видеороликам. Однажды она попала на урок правополушарного рисования: «Там я поняла, что могу рисовать. Играницы человеческого мозга безграничны, мы можем их постичь. Человек может и петь, и танцевать, и освоить это в совершенстве». После этого она задалась вопросом поиска хорошего учителя. Но для обучения классическому подходу нужно было потратить пять лет жизни – это не устраивало. И тогда Маргарита решила поехать в Москву на курсы аэрографии. По иронии судьбы, в пустом вагоне ехала только она и один из ульяновских художников. Увидев его картины, девушка была восхищена талантом и манерой письма художника, и поняла – именно так она хочет писать. Но это было масло, а аэрографию мастер называл прикладным, плакатным ремеслом. То ли дело живопись – вечное искусство. В итоге после возвращения с курсов Маргарита нарисовала одну картину у художника. И поняла, что эта работа – далеко не шедевр, хоть и довольно сносная. Она хотела развиваться в направлении аэрографии. 

Ещё на курсах преподаватель говорил, что нужно открывать свою школу. Но художница сомневалась: «Мне не хотелось делать из своего увлечения аэрографией бизнес, мне нравилось заниматься этим как хобби, для себя, получая удовольствие от процесса росписи и от результата готового изделия. Но занятие аэрографией требует наличия специально оборудованного помещения. Был период, когда я оборудовала под студию одну из своих домашних комнат, потом поняла, что пыль, которая летит от краски, оседает буквально на всем: на мебели, стенах, потолке. И перебралась на балкон… Но и тогда пыль по прежнему как-то проникала в квартиру. Все это время мой учитель по аэрографии с неумолимым постоянством слал мне сообщения в «ВКонтакте» с вопросами, когда я уже, наконец, открою свою школу. И однажды я ответила ему: «Завтра!» На следующий день я договорилась об аренде и уладила организационные моменты. Так и появилась на свет школа аэрографии». 

Студия открылась в сентябре. Пока это небольшая комната, уставленная работами учеников. По словам художницы, это только начало. В дальнейшем Маргарита планирует сделать это местом общения для молодёжи, которая хочет обучаться аэрографии. Для этого нужно больше преподавателей и учеников. Пока их меньше десяти, и только один захотел развиваться в этом направлении профессионально, остальные учатся для собственного интереса и развития. Но каждый, кто прошёл курс, может приходить в студию в любое время, чтобы вырабатывать новые навыки.  

Корреспондент ИА Media73 попробовал себя в роли ученика. Надо сказать, что это просто и сложно одновременно. К аэрографу привыкаешь достаточно быстро, но освоить разные движения для разных техник нелегко. Обычно итогом первого занятия полного курса обучения становится изображение шара на плоской поверхности – здесь нужно изобразить ровные линии, равномерно окрасить фон, создать тени и блики. С первого взгляда кажется, что закрасить фон – проще простого. Но здесь срабатывает человеческий фактор – если толщина обычной кисти не меняется во время работы, то параметры струи воздуха целиком зависят от умения мастера. Нужно «набивать руку» и выполнять всё аккуратно, не торопясь. Важно, педагог контролирует весь процесс создания работы и помогает при затруднениях. Время создания работы может варьироваться от нескольких часов до нескольких дней. Многое зависит от деталей рисунка и придирчивости автора работы к своему творчеству. Современное искусство не понимают многие приверженцы традиционных техник и направлений, считая его ненастоящим, демонстративным. Но оно всё так же отражает действительность и вызывает эмоции. А это, вероятно, и есть цель искусства.

Мария Сайгина

Фото предоставлено Маргаритой Навкой