Яндекс.Метрика
В медицине не бывает случайных людей
9:4115 декабря 2014
Рабочий день в Центральной городской клинической больнице начинается в 8 утра, но уже в семь часов большинство врачей находятся на рабочем месте. Сначала пришедшая в ЦГБ сразу после университета молодой терапевт Ольга Трошенькина удивлялась этому, но теперь, проработав в больнице несколько лет, и сама приходит пораньше, чтобы успеть подготовить выписки. Вот только уйти домой вовремя всё равно не получается – слишком много работы. Но молодого терапевта это не смущает, для Ольги Трошенькиной медицина – это и работа, и хобби, и дело всей жизни.
Часто случается, что трудовые коллективы перед встречей с журналистами тщательно готовятся и в ходе общения ведут себя неестественно. Ольга Трошенькина, поздоровавшись, попросила немного подождать: «Нужно подготовить выписку».
Каждый, кто находился в ординаторской – и заведующая отделением и совсем ещё молоденькая девушка-интерн были заняты своими делами. Мне предложили чай: «Терапевтическое отделение – самое гостеприимное во всей больнице!» Пока пил чай, подумал: наверное, и, правда, самое гостеприимное – кого ни привезут, всех к ним.
«У нас больница экстренная, – объясняет Ольга Трошенькина. – Больные поступают и в 3 часа ночи, и в 5 утра». Изначально заняв позицию стороннего наблюдателя, я решил, что не нужно нарушать естественный ход вещей, и, как только Ольга Трошенькина закончила оформлять выписку, отправился с ней на обход. «Может, сначала на завтрак каши? У нас всегда вкусно кормят!» – предложила моя собеседница. «Нет, спасибо, я не ем по утрам», – отказался я. «А зря, сейчас пойдём на обход в мужскую палату, там как раз два язвенника лежат…» – пошутила (?) Ольга. В палате лежали семеро мужчин. У двоих проблемы с почками, у двоих язва. «Закон парных случаев, – объясняет Ольга Трошенькина. – Если в палату поступает пациент с неким заболеванием, велика вероятность того, что вскоре на соседнюю койку прибудет ещё один с такой же проблемой».
Один пациент с хроническим заболеванием почек лежит уже далеко не первый раз. На соседней кровати молодой парень из Луганска с такой же проблемой, но на больничной койке оказался впервые. Дома его ждёт молодая жена и маленький сын, парень очень просится домой, но пока рано, нужно завершить лечение, чтобы не было хронизации процесса.
Пока Ольга Трошенькина выходила за лекарствами, в палате разгорелся спор – какое максимальное артериальное давление было зарегистрировано у человека. «У нас в соседней палате у пациента до трёхсот бывает», – сказала врач, вернувшись в палату. «Вот! – торжественно воскликнул бывалый «почечник». – А мне никто не верил, что у знакомого было под триста двадцать. И ничего, в магазин сам ходил! Правда, помер потом…» Приход терапевта явно поднял всем настроение, от разговора с врачом все приободрились. Раздав всем рекомендации по лечению и объяснив ближайшие перспективы, Ольга Трошенькина покинула палату. То, как она вела себя с пациентами, разговаривала с ними, в очередной раз натолкнуло меня на мысль, что в медицине не бывает случайных людей.
«Я всегда мечтала быть врачом, сколько я себя помню. Лечила всех своих кукол, цыплятам в деревне лапки перевязывала. Медиков у меня в семье нет. Но в итоге, когда родители увидели, что у меня к медицине большой интерес, поддержали мой выбор. Если специальность нравится, она и потом будет приносить радость и удовольствие», – говорит Ольга Трошенькина. Сначала химико-биологический, потом медицинский класс в школе, в котором уже началась беспощадная учёба. «Бывало, что на школьные дискотеки приходил один классный руководитель, остальные сидели за учебниками», – вспоминает Ольга. Результат – практически стопроцентная поступаемость на медфак.
«Случайные люди бывают и в медицине, – считает молодой терапевт. – Поступают из-за престижа профессии. Но им тяжело, и они, как правило, бросают учёбу на первых курсах. Многие боялись крови, не могли зайти в анатомический класс. Если специальность нравится, относишься к этому спокойно». Именно на медицинских факультетах зарождается почерк врача – непонятные письмена, которые способен разобрать лишь другой врач. «Изначально меня привлекала романтика хирургии, но это всё же тяжелая мужская работа. А я хотела стать не только хорошим врачом, но и хорошей женой, мамой, поэтому стала терапевтом», – говорит Ольга Трошенькина, вспоминая, как в 2009 году начала работать в ЦГБ сначала врачом-стажёром, затем врачом отделения.
Общение с пациентами – существенная доля времени в работе врача. Каким бы профессионалом ни был врач, если он не смог найти подход к больному, то добиться положительного результата в лечении не получится. Этот больной после выписки забросит все рекомендации вместе с таблетками, а через какое-то время вновь попадёт в больницу. «Сложнее всего с молодёжью. Они с помощью Интернета любят ставить себе диагнозы и заниматься самолечением. Специализированные медицинские сайты, где общаются врачи, закрытые, и попасть на них человек, не имеющий отношения к профессии, не сможет, – говорит Ольга Трошенькина. – Работа в стационаре связана с ежедневной профилактикой социально значимых заболеваний: алкоголизм, наркомания, табакокурение». И как бывает приятно, когда понимаешь, что твои усилия не прошли бесследно. Однажды, придя на консультацию в хирургическое отделение, Ольга услышала, что её кто-то позвал: это был отец бывшего пациента. Пять лет назад в терапевтическое отделение поступил молодой человек с декомпенсацией сахарного диабета. Серьезный диагноз усугубляло злоупотребление алкоголем. Много усилий потребовалось на восстановление его здоровья. Отец рассказал, что сын после выписки из больницы кардинально поменял образ жизни: бросил пить, устроился на работу, создал семью. После завершения этого рабочего дня, Ольге предстоит ночное дежурство: «Страшно было на дежурствах поначалу – ты остаёшься единственным терапевтом на всю больницу, и ценой ошибки может стать жизнь человека. Сердце колотится, уснуть не сможешь, даже если будет время, а его нет: экстренного больного могут привезти в любое время. Но у нас дружный коллектив: всегда можно попросить помощь старших товарищей. Даже на ночном дежурстве есть «звонок другу» – заведующая отделением никогда не отключает телефон». И вновь отмечаю для себя: в медицине не может быть лишних людей.
Всё описанное моей собеседницей выглядит «страшилкой» для человека, никогда не задумывавшегося о профессии врача. Ольга Трошенькина, молодая девушка-врач о «полуторасуточном» рабочем дне, о пациентах, вытаскиваемых с того света, о своей тяжелой, но интересной работе рассказывала с горящими глазами. Моя собеседница, кандидат медицинских наук, кардиолог по второй специальности, несмотря на большую загруженность, находит силы и время активно заниматься научной деятельностью, публиковать статьи в журналах ВАК, участвовать в международных конгрессах. Во время обучения в аспирантуре, дважды становилась лауреатом Президентской стипендии. Ольга Трошенькина считает, что врач должен постоянно повышать свой уровень знаний. Проходя по коридору, Ольге Трошенькиной вновь встретился пациент из Луганска. «Ольга Владимировна, у меня к Вам есть вопрос. Вы ведь не уходите?», – спросил он. «Не переживайте, я здесь на всю ночь», – ответила она с улыбкой.    

Алексей Хорошилов