Яндекс.Метрика
Федеральный сельсовет: России нужна новая аграрная политика
9:3012 декабря 2014
развитие сельских территорийШестого декабря состоялся Первый Всероссийский съезд делегатов от малых городов и сельских территорий «Спасти Российское село» (Федеральный сельсовет). Форум собрал более 500 делегатов из разных уголков страны. Ульяновскую делегацию, в которую вошли ведущие фермеры региона, сельские старосты, руководители крупнейших сельхозпредприятий и отраслевых общественных объединений, возглавил заместитель председателя правительства – министр сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов региона Александр Чепухин. На съезде выступали многие народные депутаты и фермеры, они обозначали проблемы, существующие в настоящий момент в сельском хозяйстве, и предлагали пути выхода из кризиса. Особо отметили доклад Ульяновской области, в котором был затронут вопрос о господдержке в сельском хозяйстве. Все делегаты единогласно высказали мнение, что на данный момент со стороны государства принимается недостаточно мер для развития села. Успех сельского хозяйства зависит от использования современных технологий, а на это тратится только один процент выделяемых средств. Поднимались на съезде и вопросы кредитования. Прозвучало единое мнение, что ставки банков очень высоки. Предложений было несколько. Одни настаивали на законе, по которому банкам надо будет не кредитовать фермеров, а напрямую инвестировать деньги в сельское хозяйство. Другие выступали за создание «своего» банка, который бы выдавал деньги на нужды в сельском хозяйстве под один-два процента. Третьи просили простить фермерам все долги, потому что они и без того много денег отдали на налоги и банковские кредиты. По итогам съезда была создана рабочая группа с участием депутатов сельских территорий и фермеров. Результатом их работы стало создание резолюции, в которую они включили все важнейшие вопросы, поднимаемые на съезде. В планах членов рабочей группы намечено к середине декабря подготовить окончательный документ, который ляжет на стол президента России. В документ войдут первоочередные меры по предотвращению дальнейшего разрушения сельских территорий, минимизации угрозы продовольственной безопасности, решению демографических проблем страны. В их числе доступ к минеральным удобрениям для повышения плодородия земель и повышения урожайности в целом. Предлагается в каждом районе земледелия организовать площадки их приёма, хранения и распределения среди землепользователей. Эту функцию должны взять на себя производители минеральных удобрений в партнерстве с землепользователями и государством. Требуется довести использование удобрений с нынешних 20 до 60 килограммов действующего вещества на один гектар пашни. Согласовать на уровне Минсельхоза России цены и объемы поставок минеральных удобрений по регионам. Учесть, что  в настоящее время монополии-производители минеральных удобрений завышают цены кратно. Так, например, сегодня отчётная цена завода составляет 5 300 рублей за одну тонну селитры. Но потребителю селитра достается уже по цене от 11 500 до 14 900 рублей за тонну. В проекте документа сказано, что без жёсткого и даже жестокого контроля государства невозможно наладить справедливые отношения в ценовой политике производителей минеральных удобрений. Вопрос настолько серьёзен, что в случае несговорчивости «минеральных» миллиардеров, продающих за рубеж стратегическую продукцию, видится необходимым ставить вопрос о национализации принадлежащих им заводов. Такая стратегия обеспечит сельскохозяйственным производителям около 12 миллиардов рублей экономии оборотных средств и прибавку урожая на уровне 30 процентов. Предлагается также убрать с цены горюче-смазочных материалов, предназначенных для сельского хозяйства, дорожные акцизы и налоги: тракторы и комбайны не ездят по дорогам, а работают в поле. Мера, если она будет принята, позволит крестьянам сохранить около 30 миллиардов рублей оборотных средств. В очередной раз вносится предложение установить предельную цену за электроэнергию для сельхозпроизводителей и иного производства в сельской местности из расчёта два рубля за один киловатт. Сегодня, напомним, она составляет для крестьян пять-семь рублей. ? это при том, что промышленная энергия обходится в два-три рубля за киловатт. Видится необходимым ускорить газификацию сельских территорий¸ половина из которых до сих пор остаются без «голубого топлива». А на территориях, где газификация нецелесообразна, обеспечить эквивалентную цену электроэнергии. Не могли участники съезда обойти стороной и вопрос о восстановлении федеральных субсидий на приобретаемую технику для сельского хозяйства на уровне 40 процентов от цены. Они предлагают  выплачивать субсидии по факту приобретения техники и оборудования непосредственно крестьянам. Только такой мерой поддержки можно ускорить техническую модернизацию сельхозпроизводства. Не менее важно предложение создать финансовую структуру, обеспечивающую кредитование с минимально возможной процентной ставкой. Условия кредитования сделать более простыми и доступными для крестьян. Отсрочки платежей по капитальным затратам установить на срок не менее двух лет. Практика показала, что агрокомплексы в большинстве своем не оправдали финансовой эффективности. Они не несут в сельские территории идею развития, а зачастую являются губительными для жизни окрестных сёл и деревень. На 2014 год просроченная кредиторская задолженности таких компаний, как «Мираторг», «Сибагрогрупп», «Valihop», «Русагро», «Белагрокорм» составляет от 18 до 100 миллиардов рублей. Между тем около 70-80 субсидий и дотаций Минсельхоза России достаются крупным агрохолдингам. Требуется справедливое и равное отношение государства к разным формам и статусам сельхозпроизводителей: малым, средним, крупным. Как этого добиться? Переориентировать программы создания мега-комплексов на организацию семейных ферм. Нехватка специалистов – главная «удавка» на шее сельхозпроизводства. Через несколько лет на селе прогнозируется полный коллапс с механизаторами, инженерами, механиками, агрономами и зоотехниками. Производство будет полностью остановлено. Решить эту задачу возможно, в том числе, через восстановление училищ сельских специалистов первичного звена, как это уже делается в некоторых регионах. Много лет не решается и ещё одна проблема. Участники съезда призывают в проекте своего документа на период реализации Доктрины продовольственной безопасности России наложить мораторий на банкротство сельхозпроизводителей, имеющих статус градообразующих. В резолюции сделан конкретный вывод: «При условии решения вышеперечисленных задач сельхозпроизводители будут нацелены на развитие кооперации всех видов: кредитной, сбытовой, потребительской. В нынешнем состоянии сельской экономики и взаимоотношений с государством кооперация невозможна». Это означает только одно: руководителям государства есть над чем крепко задуматься.   Виктор Никитин