Уровень коррупции в Ульяновской области остается высоким. Такие данные получены в ходе недавнего социологического опроса по определению уровня коррупции в регионе. ?х озвучил губернатор Сергей Морозов на заседании Координационного совета по реализации региональной антикоррупционной политики. «Сравнение этих данных с результатами аналогичного исследования, проведённого в апреле прошлого года, – отметил он, – показывают, что, несмотря на некоторую положительную тенденцию в оценках уровня коррупции, возрос пессимизм относительно её динамики. В частности, снизилось число респондентов, определяющих её уровень как высокий. Но возросло число тех, кто уверен, что коррупция растёт. Данные свидетельствуют, что наша работа не видна населению, точнее, результаты этой работы».
В этой связи непонятен оптимизм, с которым рапортует об успехах в борьбе с коррупцией администрация самого крупного муниципального образования Ульяновской области, каковым является город Ульяновск.
Её отчёт – полная противоположность оценке ситуации, которая дана на региональном уровне. Впрочем, не будем голословными. На последнем заседании городского Совета по профилактике коррупции отмечалось, что по итогам девяти месяцев текущего года мероприятия программы «Противодействие коррупции в администрации города Ульяновска на 2013-2015 годы» реализованы на 102,7 процента от запланированного. При этом по сравнению с аналогичным периодом 2013 года количество преступлений коррупционной направленности сократилось на 35,5 процента. Подробнее других рассматривался вопрос «о возможных коррупционных факторах и зонах коррупционного риска, связанных с предоставлением муниципальных услуг». Такие «факторы» и «зоны», по информации специалистов комитета по охране окружающей среды администрации города, в наличии имеются. Но спасение пришло, как всегда, неожиданно. ?з Москвы спущено указание привести административный регламент в соответствие с федеральным законодательством. Учитывая также, что в нём, ко всему, выявлены «зоны коррупционного риска», принято решение признать ныне действующий регламент утратившим юридическую силу и разработать новый документ. Можно вздохнуть с облегчением: новый регламент, конечно же, разработают, дело привычное, но «старые грехи», как вы понимаете, в нём обозначены уже не будут. Говоря несколько иначе, администрация начнёт борьбу с коррупцией, что называется, с чистого листа. Участники заседания Совета обобщили результаты анализа обращений граждан в администрацию города по возможным фактам коррупции. По сообщению пресс-службы администрации города Ульяновска, в отчётном периоде получено 16 563 письменных и устных обращений граждан и организаций. ? только в 14 из них найдены признаки коррупции (вот что значит «вывести коррупцию под корень», даже рапортовать стало не о чем). По результатам рассмотрения три обращения направлены в другие органы для принятия мер, ещё по восьми обращениям коррупционных проявлений не установлено, об оставшихся умалчивается, видимо, «потеряли». Не будем комментировать сказанное. Сравним лишь две цифры: 16 563 и 14.
Вернёмся, однако, к заседанию Координационного совета по реализации региональной антикоррупционной политики. ? напомним, что Ульяновская область является одним из немногих регионов страны, где в дополнение к федеральной сформирована и региональная антикоррупционная законодательная база. Принят закон «О противодействии коррупции в Ульяновской области». Утверждена областная программа противодействия коррупции на 2013-2015 годы. Наш регион до настоящего времени является единственным регионом Российской Федерации, где учреждена должность Уполномоченного противодействию коррупции.
На заседании Координационного совета этот перечень расширен. Губернатор потребовал от руководителей органов исполнительной власти и муниципальных образований (Ульяновск исключения не составляет) проанализировать причины неудовлетворённости граждан ситуацией. А также разработать и утвердить дополнительные планы работы по профилактике коррупции.
При этом, как полагает глава региона, необходимо обеспечить освещение деятельности общественных советов, рабочих групп, комиссий по профилактике и противодействию коррупции в средствах массовой информации. Помимо этого, поручено проработать и внести предложения по созданию и порядку ведения в Ульяновской области Общественного реестра недобросовестных служащих. «Открытость власти перед обществом, – отмечает Сергей Морозов, – выстраивание системы общественного контроля является ключевым фактором совершенствования нашей работы. Поэтому в ближайшие годы мы должны переформатировать эту сферу деятельности, придать ей новое качество. Конечным результатом должна стать полная прозрачность деятельности государственных и муниципальных органов власти и их служащих».
В подтверждение сказанного губернатор подписал распоряжение о создании рабочей группы по контролю над исполнением на территории Ульяновской области Национального плана противодействия коррупции на 2014-2015 годы. Поставлена задача усилить взаимодействие органов государственной власти, институтов гражданского общества и средств массовой информации в работе по противодействию коррупции.
В итоговом документе встречи говорится, что на протяжении последних десятилетий в стране наблюдается интенсивный рост числа и видов правонарушений коррупционной направленности. Что касается непосредственно Ульяновской области, то в целях противодействия коррупции в регионе принимаются комплексные правовые, организационные и уголовно-процессуальные меры. Среди наиболее важных являются открытость и публичность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, вовлечение в антикоррупционную деятельность жителей региона и представителей институтов гражданского общества, формирование у населения нетерпимого отношения к коррупционному поведению. Резолюция форума заканчивается словами: «Мы призываем всех жителей Ульяновской области беспощадно бороться с проявлениями коррупции, незамедлительно информировать о фактах злоупотребления со стороны чиновников любого уровня, консолидировать усилия в борьбе с этим страшным социальным злом».
Виктор Никитин