Яндекс.Метрика
Из барокко с любовью
11:2019 сентября 2014
Александр БольшаковСовсем скоро в Ульяновске выступит музыкант, играющий на необычном музыкальном инструменте. Виола да гамба или ножная виола, на которой играли ещё в 17 веке, больше всего походит на современную виолончель. Но, по словам Александра Большакова, имеет совершенно особое звучание. Музыкант один из немногих, кто полностью посвятил этому инструменту свою работу. 14 лет он живет в ?спании, но с российской публикой знаком. Вместе с клавесинистом и органистом ?горем Краевяновым он исполнит произведения композиторов эпохи барокко и классицизма. Александр Большаков рассказал корреспонденту ?А Медиа73, чего требует виола де гамба от музыканта, чем отличается от других инструментов и какова реакция слушателей на ее звучание.   – Почему вы выбрали именно этот инструмент и как начали заниматься музыкой? – Я не знаю музыканта, который бы сразу начал играть на старинном инструменте. Все заканчивают консерваторию, училище… Музыкой я начал заниматься, потому что мама мне сказала: ты надоел уже. Я в двадцать лет начал учиться музыке, когда остальные уже бросают. Я пошел в Белгородское музыкальное училище – на класс контрабаса можно было поступать без подготовки в музыкальной школе. Отучился, поступил в Ленинградскую консерваторию, закончил ее. Был солистом многих филармоний. Однажды мы поехали на конкурс в город Брюгге, это в Бельгии, с контрабасом, играть трио-сонату Баха из «Музыкального приношения». Я играл на контрабасе виолончельную партию, а в жюри сидел Август Венцингер, известнейший музыкант, который начинал возрождать виолу да гамба в 20-х годах прошлого века. Никакой премии, конечно, мы не получили, это была проба пера. Но он сказал мне лестные слова, что он очень много прожил на свете, но чтобы так играли на контрабасе, не слышал. ? сказал: «Александр, контрабас – это не барочный инструмент». ? с его подачи я взял виолу де гамба. А потом, как это часто бывает – колесико за колесико, и зацепилось. Пришлось учиться в консерватории в Германии, в Карлсруэ, в Мадриде. ?, наконец, я бросил учиться, но бросил официально. Потому что музыканты учатся до конца жизни.   – Чем отличается этот инструмент от традиционных? – Наличие семи или шести струн определяет силу звучности. Чем больше струн, тем тише и мягче звучность инструмента, нежнее. Наличие ладов определяет камерность. Потому что если все струны прижать, они звучат как открытые. Затрудняется сольное исполнение. Это инструмент и мелодический, и гармонический. Можно играть аккордами, можно играть соло, можно играть в континууме. У меня здесь шесть струн, а должно быть семь. Чем отличается? Аутентизмом. Берешь в руки инструмент и понимаешь, что ты старинную музыку уже не можешь играть по-современному. Есть специальные приемы – messa di voce, treble, battement. Очень много приёмов, которые сейчас не используются, только в барочной музыке. Очень важно, что в современной музыке все равны, а в барочной музыке композитор и исполнитель конкурируют. Композитор написал, а исполнитель взял и исполнил по-другому.   – Сейчас вы живете и работаете в ?спании? С работой очень плохо, сейчас кризис. ? рабочих мест практически нет, особенно для молодёжи. Мы перебиваемся какими-то концертами, но не особенно нас там любят, русские музыканты там составляют большую конкуренцию местным. Нас стараются не замечать, потому что муниципальные деньги каждая страна хочет дать своим музыкантам.   – Вы изначально планировали остаться там? – Были 90-е годы, потребовались деньги для моей семьи, у меня четверо детей, жена. ? мы стали ездить на заработки в ?спанию. Нас заметили, услышали, предложили работу, рабочую визу сделали. Я не хотел переезжать, так получилось. А потом контракт полугодовой закончился, нам сказали, что город Сарагоса не испытывает желания слушать классическую музыку. Пришлось по церквям собирать деньги. ? я совершенно не скрываю этого. Я показал испанцам, как можно играть на контрабасе, всякие штучки заковыристые, они стояли, рот разинув. Потом поступил в мадридскую консерваторию, там как раз открывался класс виола де гамба. Учился шесть лет. Мне 59 лет было, когда я заканчивал, с 18-летними. Надо мной смеялся каждый второй.   – Но в России выступаете нередко – были в Курске, Пензе. – Да, в Пензе было два концерта подряд. Публика наслышалась, чего она там наслышалась, я не знаю (смеется). ? взяли все билеты.   ?горь Краевянов добавил, что изначально два концерта не планировалось. Уже на подъезде к Пензе музыкантам сообщили, что публика уже скупила билеты на концерт и хотят еще один. Два выступления шли с получасовым перерывом. А в Воронеже люди устроили овации.   – Это было неожиданно для вас? – Нет, потому что все-таки что-то проникает… Эпохи барокко у нас практически не было, были какие-то определенные композиторы, подражали итальянцам. Например, Дмитрий Бортнянский. В Москве есть музыканты, которые играют на виоле де гамба. Но эти музыканты связаны основным инструментом. Виктор Соболенко, который живет в Питере, другие, они больше на своих виолончелях играют, чем на гамба. А вообще этот инструмент требует полной самоотдачи. Я контрабас уже оставил.   – Получается, вы один из немногих русских музыкантов, который играет только на виоле де гамба? – Сольные концерты не дает никто. Хотя у меня российское гражданство, а живу в Мадриде, я не пользуюсь этим (смеется), бываю тут наездами. Паоло Пандольфо приезжает, очень хороший итальянский музыкант. Павел Сербин играет на виоле де гамба, московский вилончелист. Но они заняты своим инструментом. Концертирующий виолончелист не может отдавать много времени другому инструменту – виоле де гамба или флейте.   – Отличаются ли слушатели в других городах, в провинции? – Нет, потому что это инструмент неизвестный. Все сидят, открыв рты, и засыпают. Потому что виола де гамба – нежный, спокойный инструмент. Потом они просыпаются, а через пять минут устраивают овации. Эта музыка на психику действует. Тем более двадцать лет идет изнасилование российской молодежи, российского слуха, российской души. ? это воспринимается именно в России намного лучше, чем на Западе. Я это вижу даже по глазам. Очень благодарная публика во всех городах, где мы играли. Хотя это, в общем-то, не наша музыка. Потому что мы тоже прошли эпоху барокко, у нас были свои великие музыканты, исполнители ничуть не хуже не западных.   Насладиться звуками старинного инструмента приглашают 20 сентября в 16:00 в концертном зале областной филармонии. Прозвучат сочинения Баха, Генделя, Вивальди.       Мария Сайгина