Значительную часть программы второго дня IV международного культурного форума составила стратегическая сессия «Культура и инвестиции: региональный аспект». В четырех блоках обсуждений принимали участие эксперты в сфере бизнеса, инвестиций, креативных индустрий. Третью часть стратегии посвятили теме «От благотворительности – к инвестициям». Эксперты затронули ряд вопросов: насколько глубоко должны интегрироваться культура и бизнес, как концентрация культурных проектов способствует стимулированию экономики и почему проекты государственно-частного партнёрства реализуются в культуре менее всего.
Модератором блока выступил управляющий партнёр, основатель и руководитель группы Stas Marketing Андрей Стась. ?менно эта компания в 2010 году представила бренд нашего региона. Тогда и появился слоган «Ульяновская область – на взлёт!», по задумке означающий готовность региона к высоким достижениям в разных сферах – авиационной, туристической, транспортной. Спустя четыре года Андрей Стась заявил: «Взлетела, летит». Но добавил, что можно было использовать полученные наработки и более широко. Хотя в работе с инвесторами, по мнению эксперта, они используются эффективно и позволяют добиваться результатов.
Оценивая инвестиционную привлекательность Ульяновской области, в том числе в сфере культуры, Андрей Стась отметил успехи региона, но добавил, что привлекают те территории, где экономика зрелая: «Ульяновская область как промышленный регион обладает хорошим потенциалом для скачка в этой сфере. Такая трансформация происходит там, где контраст. Самые яркие примеры городов, ставших центром международной культуры – города, которые были брутально промышленными, рабочими. Например, Бирмингем. Я думаю, что перспективы большие, главное, чтобы росла экономика, было больше предприятий и предпринимателей не только в культуре, но и в других сферах деятельности. Тогда накопится та критическая масса, которая необходима, чтобы культурные проекты зажили своей эффективной жизнью».
В рамках встречи участники познакомились с итогами бизнес-миссии, состоявшейся в рамках культурного форума. Управляющий партнёр юридической компании «Т.М.-Сервис» Юлия Крузе резюмировала, что существует потребность в свободных пространствах, подобных креативному пространств «Квартал», и в городе есть десятки тысяч квадратных метров, которые находятся не в самом эффективном управлении.
Одно из таких творческих пространств, появившихся одним из первых в Москве и России – дизайн-завод «Флакон». Его владелец и основатель Николай Матушевский рассказал о своеобразии подобных проектов, созданных на базе уже существующего здания, не использующегося по назначению. «Нужно доверие в освоении исторических пространств. Я не говорю о том, чтобы снести и построить. Если взять Ленинский мемориал – понятно, что его делали в другое время для других целей, для других людей. Но должна быть готовность и понимание что что-то будет изменено».
Также по итогам бизнес-миссии родилась задача создания широкого коммуникационного канала. По словам Юлии Крузе, с одной его стороны будут авторы проектов, творческие люди, далёкие от юридических тонкостей, которые смогут обратиться за помощью по принципу «одного окна». Эксперт посоветовала проектам, находящимся в поиске инвесторов, рассказывать не только о своих достижениях, но и давать информацию о том, сколько необходимо средств и каких.
Так как блок стратегической сессии был посвящён инвестициям, гостем площадки стал инвестор и председатель совета директоров компании «Парки развития» Алексей Глебов. Он инвестирует в игровые образовательные технологии, в частности, в проект интеракториума МАРС-ТеФо в Москве. Алексей Глебов подчеркнул, что нельзя инвестировать деньги, если нет спроса и перспективы роста рынка. А если инвестиций не хватает, не нужно брать лишние деньги с потребителей: «Не все в культуре должно быть платно. Мы иногда переходим к подмене понятий, когда нам не хватает денег на проекты: «Давайте брать деньги с детей за то, что они учатся рисовать».
Также на данном блоке сессии присутствовал губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. Он озвучил задачу региона в сфере культуры: «Мы хотим построить большой креативный регион, который соответствовал бы самым высоким требованиям со стороны промышленных и бизнес-элит, креативного кластера и граждан, которые хотят жить в удобном, спокойном, счастливом регионе». «Мы сформировали ядро будущего кластера креативных культур, и считаем, что уже близки к тому, чтобы заявить, что Ульяновская область готова, чтобы сюда пришли крупные и средние инвесторы. Не хватает одного – создания уникальных условий для инвестиций», – отметил глава региона и озвучил планы по привлечению инвесторов в область, среди которых распространение мер поддержки для инвесторов, которые могут прийти в сферу культуры, снижение порога объёма инвестиций и предоставление субсидий.
Мария Сайгина