Заместитель министра промышленности и торговли Юрий Слюсарь на пленарном заседании МАТФ-2014 рассказал об оказываемых и предлагаемых мерах государственной поддержки авиационной отрасли по программе «Развитие авиационной отрасли на 2013-2015 годы» и о влиянии санкций на российскую авиапромышленность.
Программа предусматривает поддержку российских авиакомпаний по трём основным направлениям: государственные субсидии лизинговым компаниям на выплаты процентов по кредитам, берущимся на приобретение отечественных судов, стимулирование региональных перевозок путём возврата средств в размере 15-20 процентов стоимости судна, а также кредитование по низким процентам Внешэкономбанком покупателей отечественной техники. Ставка составляет 4,5-5,5 процента, и эта мера поддержки рассчитана исключительно на внешний рынок. «Мы также предлагаем ввести господдержку механизма остаточной стоимости. Отечественные производители пока что не обладают информацией о вторичном рынке, в то время как у «Боинга», «Эйрбаса» и «Бомбардье» такие данные есть. В связи с этим банки не могут оценить риски. Государство выбрало схему создания дочерней компании ОАК, которая берёт на себя риски, связанные с остаточной стоимостью, и готова в будущем выкупать отечественные самолёты», – пояснил Юрий Слюсарь.
Кроме того, программу планируется дополнить мерами господдержки, компенсирующими издержки перехода авиакомпаний на отечественный авиапарк.
Юрий Слюсарь отметил, что в связи с санкциями возможность привлечения долгосрочного финансирования из-за рубежа снизилась, что повлекло за собой и рост ставок внутри страны: «Необходимость компенсирующих мер привела к возникновению идеи создания фонда авиапромышленности, в который государство могло бы направлять средства. ?тогом реализации программы может стать формирование полноценной авиакомпании, летающей на российских самолётах. Это даст серийность Ту-204, позволит вывести на рынок самолёт МС-21».
Эту инициативу поддержал вице-премьер Дмитрий Рогозин. Юрий Слюсарь подчеркнул, что расширение парка российской техники поможет решить проблемы авиапрома и гарантирует безопасность в случае наступления «часа «Ч».
Алексей Хорошилов