В Законодательном собрании эту тему обсуждали во вторник, 24 июня, на расширенном заседании Комитета по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию гражданского общества.
О том, как именно в Ульяновской области должна пройти реформа местного самоуправления, делились мнениями депутаты областного и городского парламентов, члены Общественной палаты, Палаты справедливости и общественного контроля, главы администраций муниципальных образований и главы районов, а также представители непарламентских партий и ТОСов.
УЛЬЯНОВСК МОГУТ ПОДЕЛ?ТЬ НА ВНУТР?ГОРОДСК?Е РАЙОНЫ СО СВО?М? БЮДЖЕТАМ?
Вопрос создания внутригородских районов с собственным советом депутатов, бюджетом и полномочиями вызвал наиболее бурную дискуссию сегодня в парламенте. Нововведение также предполагает избрание депутатов не от большого округа, а, как выразились эксперты, «практически от нескольких домов». Сторонники идеи утверждают, что у каждого квартала микрорайона, ТОСа появится свой депутат, который будет добиваться решения проблемных вопросов своих жителей.
С вступлением силу с 2006 года федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» двухуровневая система заработала в «сельской местности». Тогда появился новый для нашего региона поселенческий уровень местного самоуправления со своими органами местного самоуправления, бюджетами, полномочиями. При этом за поселениями осталось решение вопросов на местах, а стратегические направления взяли на себя районы.
Городские округа при этом в 2006 году остались муниципалитетами с одноуровневой системой организации местного самоуправления, объединившей полномочия и поселений и муниципальных районов. Для удобства управления городские районы в крупных городах сохранились, но они не обладают самостоятельностью и действуют, как структурные подразделения администрации
Теперь 136-ой Федеральный закон позволяет сделать городские районы полноценными муниципальными образованиями. В этом случае внутригородские районы получат свои собственные выборные органы местного самоуправления, свои полномочия, собственные бюджеты и имущество.
Координатор регионального отделения «Общероссийского народного фронта» в Ульяновской области Николай Лазарев оценил нововведения: «Если, к примеру, дадут полномочия всем районам, то у них будет свой бюджет, а значит, больше внимания будет уделяться конкретным, точечным проблемным вопросам. Например, последние ливневые дожди дали понять, что каждому депутату надо ходить по округу и интересоваться проблемами ульяновцев. А при централизации до районов не «доходят» деньги. ? как они могут решить свои проблемные вопросы, которые возникают у них в районе?».
Теперь этот вопрос предстоит обсудить жителям Ульяновска на публичных слушаниях. ? только после этого их решения закрепят законом.
УКРЕПЛЕН?Е СУЩЕСТВУЮЩЕЙ С?СТЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕН?Я
Обсуждая предложенные 136-ым законом полномочия, участники сегодняшних слушаний высказались за поддержку существующего порядка избрания глав районов.
Напомним, сейчас в 98 процентах муниципальных образований, а это 165 из 167 муниципалитетов, главы избираются из состава представительного органа, а глава администрации назначается на конкурсной основе. Эта система не допускает безвластия в случае досрочного сложения полномочий, считают эксперты (в прошлом году досрочно сложили свои полномочия 33 главы администрации).
?дею поддержал председатель совета по общественному контроля Палаты справедливости и общественного контроля
Олег ?гонин: «Если выборы главы администрации прошли прямые, а потом избранный глава не выполняет своих обязательств, снять его уже не сможем. А при назначении сити-менеджера, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей его можно снять».
Кроме того, такая система экономит бюджетные средства, посчитали депутаты и общественники. При этом они высказались за более публичный характер прохождения конкурсов на должность глав администраций.
Что касается выборов представительных органов муниципальных районов, на сегодняшнем заседании круглого стола участники единогласно решили остановиться на варианте формирования представительных органов муниципальных районов из глав и депутатов представительных органов поселений, входящих в состав соответствующих муниципальных районов.
«Это позволит добиться приближения избранных депутатов к людям, чтобы каждый депутат всех своих избирателей знал в лицо», – пояснил заместитель председателя Законодательного собрания, председатель комитета по социальной политике
?горь Тихонов.
Как отметил глава Карсунского района
Владимир Чубаров, в состав райсовета депутатов должны делегироваться представители от поселений
: «Многие депутаты районного уровня теряются и не работают! – возмутился Чубаров. – А в случае, если в районных советах будут депутаты от сельских поселений, то эти люди будут доводить все проблемы поселений до уровня района».
Кроме того, в ЗСО сегодня обсуждали вопрос перераспределение полномочий между поселениями и сельскими районами.
Для закрепления за сельскими поселениями тех полномочий, с которыми они смогут справиться с обеспечением необходимого финансирования, решено было поддержать проект закона Ульяновской области, предусматривающий возврат в ведение сельских поселений Ульяновской области отдельных вопросов местного значения до 1 января 2015 года, Как конкретно будут распределяться полномочия, также решат жители на публичных слушаниях.
Кроме того, правительству Ульяновской области рекомендовано до 1 октября этого года подготовить законопроект, предусматривающий наиболее эффективную систему распределения полномочий между поселенческим и районным уровнями местного самоуправления в Ульяновской области, в зависимости от возможностей отдельных поселений.