Яндекс.Метрика
Законопроект о лицензировании не защищает собственников жилья от недобросовестных управляющих компаний
9:4904 марта 2014
ЖКХ 211 февраля в Госдуму России внесён законопроект, который предусматривает для управляющих организаций обязанность получать лицензию на ведение деятельности и специальный квалификационный аттестат для руководителя. Планируется также создание реестра лицензированных и недобросовестных управляющих компаний. Председатель комитета Законодательного собрания Ульяновской области по жилищной политике, ЖКХ и энергетике Геннадий Антонцев провёл круглый стол, посвящённый лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами (МКД). Разговор получился острый. «Социальную норму, – заявил депутат, – не отменили, через два года шлагбаум всё-таки собираются поднять. Посмотрите, что происходит. Тарифы то замораживают, то размораживают, нормы вводят, откладывают, опять вводят … Такое непостоянство очень опасно и бьёт не только по собственнику, но и всем, кто работает в коммунальном хозяйстве». Генеральный директор УК «Аметист» ?льдар Сеюков отметил, что лицензирование – это шаг в правильном направлении. Но реализовать закон на практике будет невозможно, потому что исполнить требования к УК, предусмотренные законопроектом, можно только при условии повышения платы за коммунальные услуги, что неизбежно вызовет недовольство населения. С ним согласен и директор городской управляющей компании (ГУК) Железнодорожного района Николай Гурьянов. Он поясняет, что чем больше физический износ жилого фонда, тем сложнее исполнять эти требования. Только за счёт собственников довести дома до нормативного состояния невозможно, особенно общежития или кварталы старой застройки, где живут, в основном, пенсионеры. «Пока я не вижу, – делится он своими опасениями, – продуманной системы реализации закона. Как мы будем его исполнять, если у нас до сих пор не отработан механизм взыскания задолженности с собственников?» Выступает против законопроекта и депутат Городской думы Григорий Калёнов. По его мнению, заявленная цель законопроекта – повышение качества коммунальных услуг и пресечение деятельности недобросовестных УК – на практике достигнута не будет. Более того, побочным эффектом новых норм станет усиление влияния органов власти на деятельность УК и, как следствие, возможный передел рынка с последующей монополизацией. Например, согласно законопроекту можно отказать компании в выдаче лицензии при наличии у неё трёх не исполненных в течение года предписаний органа надзора. ?ли лишить компанию права управлять МКД, если в течение календарного года её должностному лицу дважды было назначено административное взыскание за нарушения при управлении этим домом. Заместитель начальника Управления регионального государственного жилищного надзора – начальник отдела надзора по учёту, управлению жилищным фондом и раскрытию информации Главрегионнадзора Ульяновской области Антон Климов, напротив, не согласен с такой позицией. «Количество нарушений в сфере ЖКХ продолжает расти, – соглашается чиновник, – но у органов власти по-прежнему нет действенных рычагов воздействия на УК. На территории региона, например, зафиксирован всего один случай дисквалификации управляющей организации». По мнению Антона Климова, перечень требований к квалификации работников, системе контроля качества выполненных работ, наличию надлежащей материально-технической базы позволит более эффективно применять меры административного воздействия в случае его неисполнения. Участниками встречи было отмечено, что законопроект ущемляет интересы ТСЖ и ЖСК, которые являются некоммерческими объединениями и не извлекают прибыль из своей деятельности. Штрафы от 300 до 500 тысяч рублей, предусмотренные законопроектом за нарушение требований, намного превышают их сборы за услуги ЖКХ. Ещё одним важным аргументом не в пользу лицензирования было названо выключение из процесса основных заинтересованных лиц – собственников жилья. Вот как видит ситуацию председатель ТСЖ «Роза Люксембург» – директор УК «ЖКХ «Симбирск» Вера Николаева. «Сегодня, – поясняет она, – появляются инициативные группы людей, которые понимают, что состояние дома зависит от их позиции и решений. Если они обратятся с жалобами в соответствующие инстанции, это нивелирует решение большинства». По мнению заместителя секретаря регионального отделения партии «Единая Россия» Константина Долгова, законопроект не решает свою главную задачу – защитить собственников жилья и их деньги от недобросовестных УК. Для предупреждения ситуаций, когда такие УК «испаряются» с собранной платой за коммунальные услуги, он предложил ввести страхование ответственности управляющих организаций. Постоянно возрастающие нормативные требования к обслуживанию домов независимо от утверждённой платы приведут к тому, что даже добросовестные УК могут в любой момент попасть под аннулирование лицензии. С учётом этих обстоятельств директор Некоммерческого партнёрства – саморегулируемой организации «Симбирский дом» предложил обратиться к федеральным органам власти с предложением снять законопроект с рассмотрения. Геннадий Антонцев выразил общее мнение: «Стремление государства понятно – порядок в ЖКХ нужно навести давно. Но делать это нужно с учётом всех деталей практической деятельности в этой сфере». Принято решение направить резолюцию круглого стола в президиум партии «Единая Россия», Государственную думу и Общественную палату Российской Федерации.     Виктор Никитин