Яндекс.Метрика
Геннадий Антонцев: «Люди не привыкли быть хозяевами»
11:3403 июля 2013
Тарифное регулированиеОчередное повышение тарифов на коммунальные услуги большого ажиотажа не вызвало. ?х рост не совпал с отопительным сезоном: плата за тепло, как известно, составляет львиную долю наших коммунальных расходов. Так что основные страсти ещё впереди. Вопросы, однако, остались. Неясной, например, остаётся ситуация с горячей водой. Управляющие компании продолжают накручивать плату за неё, объясняя свои шаги тем, что министерство экономики региона не утвердило тариф на горячее водоснабжение (ГВС), поэтому начисление платы производится так называемым расчётным методом. Его использует, в частности, основной поставщик теплоресурсов в лице ВоТГК. Энергомонополиста при этом не смущает тот факт, что стоимость горячей воды при этом возрастает от 30 до 100 процентов. «Это очень сложная ситуация, – подтверждает начальник отдела регионального общественного контроля Фонда содействия реформированию ЖКХ и энергоэффективности Ульяновской области Геннадий Антонцев. – Стоимость горячей воды с января, февраля, марта текущего года повысилась в два раза. Управляющие организации объясняют повышение стоимости ГВС … наступлением лета и тычут при этом пальцем в сторону правительства области. Парадокс! Министерство энергетики и ЖКК региона находится пока на уровне технического подхода к решению проблемы». По мнению эксперта, в части услуги ГВС в домах с открытой системой теплоснабжения, которых в Ульяновске большинство, энергетикам удалось уйти от тарифа. Этому в значительной степени способствовал принятый в 2011 году приказ № 47 Минрегионразвития России, который утвердил тарифы на горячую воду только для закрытых схем теплоснабжения. Соответственно этому изменилась методика расчёта стоимости ГВС по открытой системе теплоснабжения. Отныне цена одного кубометра стала складываться  из себестоимости воды и стоимости энергии, затраченной на её нагревание. На первый взгляд, всё логично. Только вот стоимость горячей воды при этом выросла в несколько раз. Вокруг проблемы завязалась настоящая война: Высший арбитражный суд, Минрегионразвития, Минэкономики Ульяновской области, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, ВоТГК … Гнев людей обрушился на УК, которые, по мнению населения, удачно ловят рыбку в мутной воде, вздувая цены на горячую воду. Но не всё так однозначно. Кулаками делу не поможешь. «Скажу парадоксальную, на первый взгляд вещь, – говорит Геннадий Антонцев. – Сегодня у общественности есть достаточно ресурсов для того, чтобы контролировать УК. С другой стороны, я против того, чтобы кто-то просто занимался контролем. Сегодня надо выстраивать с управляющими компаниями нормальные отношения в рамках действующего законодательства». Законодательство сложное, капризное, до предела запутанное, далёкое от совершенства, но другого у нас нет. Появляется много примеров, когда собственники начинают не просто контролировать, а разбираться, за что они платят деньги. К ним начинает приходить понимание происходящих процессов. Эксперт находит этому своё объяснение: «Люди не привыкли быть хозяевами. Собственниками назвали всех, но хозяевами они пока не стали, за исключением, может быть, единиц. Но это дело времени». Очень хочется верить. Сегодня пока что сплошь и рядом приходится видеть, что человек приходит в УК, пробует в чём-то разобраться. Но его не слушают, требуемые документы и расчёты не предоставляют, а то и вовсе начинают хамить и выставляют за дверь. Отдел, по признанию Геннадия Антонцева, и был создан для решения нестандартных ситуаций. Взять, хотя бы, такой пример. Приходят в УК люди, не сведущие в вопросах ЖКХ и просят отремонтировать свой дом. ?м говорят: «Собирайте деньги на текущий ремонт. Вот вам раскладка». ? подают листок. Смотрят в него просители и видят, что там указана такая услуга, как монтаж газового оборудования. Но газа в доме никогда не было, нет сегодня, и не ожидается в будущем. Отношения выходят на более высокий уровень: подключаются специалисты отдела. Обращаются за помощью люди. Говорят, что УК выставили им за отопление по восемь-девять тысяч рублей. Счета выставлены … в мае-июне. Что такое для пенсионеров и других малоимущих граждан такие суммы, объяснять не надо. Начинается разбирательство, с помощью Р?Ц отслеживается история платёжных документов. Проверки обычно показывают, что та или иная УК сдавала в Р?Ц показания общедомовых приборов учёта на отопление с опозданием на два-три месяца. В результате пострадали люди. Чтобы подобное не происходило, Геннадий Антонцев не устаёт повторять, что надо требовать от УК раскрытия подробного расчёта начисляемой суммы. Особенно в тех случаях, когда налицо большие расхождения с показаниями индивидуальных приборов учёта или нормативов потребления, утверждённых органами власти. Причём требовать не устно, а письменно. Только получив развёрнутый ответ, можно оценить достоверность расчёта. Активность населения, пусть и не так быстро, как того хотелось бы, растёт. Совсем недавно, например, в отдел пришло письмо от собственников, которые детально показали расчётную схему. Доберутся они, нет сомнений, и до  расчётов по горячей воде. «Нам самим, – говорит Геннадий Антонцев, – важно понять методику и механизм расчётов оплаты за неё. Поймём, значит, будем знать и видеть корни этой проблемы. Вместе с нами люди начинают считать, влезать внутрь формул, схем и расчётов. Это очень хорошо, важно и необходимо их поддерживать. Думаю, что общими усилиями мы будем в состоянии разобраться с вопросами любой сложности. Было бы желание, а его у нас не отнять».   Виктор Никитин