Минсельхоз региона начал проводить эту работу с июля прошлого года и до настоящего времени вынужден был действовать едва ли ни в одиночку. Тем не менее, специалисты аграрного ведомства отобрали 40 проб продуктов питания, в основном молочных. В ряде случаев было выявлено несоответствие их характеристик сведениям, заявленным в сопроводительных документах и на упаковке.
В Минсельхозе появилась «чёрная доска». В списке поставщиков фальсификата оказались предприятия из Пензенской, Самарской, Волгоградской, Саратовской областей, Республики Чувашия. Отмечены в нём и ульяновские производители: Тереньгульский маслодельный завод, Большенагаткинское ООО «МолПром», Новомалыклинское «МК Молокофф плюс», Чердаклинский молочный завод.
?нформация о результатах лабораторных исследований и выявлении молочного фальсификата была направлена руководителям торговых сетей, в органы исполнительной власти, курирующие бюджетные учреждения: школы, детские сады, больницы, санатории, в Управление федеральной антимонопольной службы (ФАС) по Ульяновской области и Роспотребнадзор.
В результате принятых мер ФАС признал Чердаклинский молочный завод виновным в нарушении требований технического регламента на молоко и молочную продукцию. Он привлекается к административной ответственности. Продолжается рассмотрение аналогичного дела в отношении ООО «Базарносызганский маслодел».
Выступая на заседания областного штаба по продовольственной безопасности, директор Департамента развития пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхоза региона Дина Москвина пояснила, что исключить реализацию фальсификата из торговых сетей значительно проще, чем из учреждений бюджетной сферы. Крупные магазины сами могут принимать решение о выводе из матрицы продаж производителей некачественной продукции. Бюджетная сфера, напротив, жёстко связана контрактами, заключаемыми в рамках ФЗ-94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». При этом крайне негативным является тот факт, что федеральное законодательство в сфере закупок меняется практически ежегодно.
Казалось бы, выход есть: наиболее надёжными поставщиками продуктов питания являются крупные игроки, такие, например, как ОАО «Средняя Волга», «Молочный завод» и некоторые другие. Но они испытывают большие проблемы при участии в торгах из-за действий мошенников. Суть состоит в следующем. Учреждениями бюджетной сферы при подготовке технической документации прописываются все качественные характеристики товара, вплоть до вкуса, запаха, внешнего вида и консистенции. Они правы: речь идёт, прежде всего, о жизни и здоровье детей. Участники конкурса дают на это согласие и начинается конкуренция исключительно по ценам. Очень скоро производители качественной продукции начинают выпадать из борьбы: они не смогут по заведомо заниженной цене поставлять продукты с заявленными характеристиками. В результате мошенники выигрывают торги и начинают поставки фальсификата. При этом, в соответствии с действующим законодательством, при однократном выявлении фальсификата смена его поставщика невозможна: он просто заменит товар. ? только после серии поставок некачественной продукции, подтверждённой лабораторными исследованиями, учреждение в судебном порядке может расторгнуть контракт.
В сложившейся ситуации Минсельхоз региона предлагает комплекс мер по усилению контроля над ассортиментом и качеством продуктов питания. Одной из главных является обращение в федеральный центр с законодательной инициативой о необходимости расторжения договоров при однократном выявлении фактов поставки фальсификата.
Контроль над исполнением намеченных мер областной штаб по продовольственной безопасности оставил за собой.
Виктор Никитин