Яндекс.Метрика
Чего только не придумают русские, лишь бы не строить дорог!
13:0014 декабря 2012
Легендарный уазовский «козлик» отмечает юбилей. 15 декабря легенде советского автопрома УАЗ-469 40 лет. Он не был первой разработкой ульяновских автоконструкторов, в середине 60-х годов автозавод начал выпускать фургоны УАЗ-452, знаменитые «буханки». Но именно «козлик» на многие годы стал символом УАЗа и главным его автомобилем. Ульяновский автозавод начался в годы Великой отечественной войны, в 1941-ом году в Ульяновск эвакуировали часть московского З?Са вместе с сотрудниками. Практически под открытым небом завод начал выпускать авиаснаряды, а летом 1942 года здесь собрали первый автомобиль З?С-5. В 1943 комитет обороны СССР решил оставить производство в Ульяновске. Лёгкие внедорожные машины Ульяновский автозавод выпускал с середины 50-х годов. Сюда из Горького (Нижний Новгород) передали производство ГАЗ-69. Со временем на заводе появилось собственное конструкторское бюро, пришли на предприятие молодые талантливые инженеры. Стране требовался недорогой, но надёжный армейский автомобиль. Первый опытный образец группа ульяновских конструкторов под руководством Петра Жукова представила ещё в 1960 году, но его качество признали недостаточным. Спустя год начались испытания сразу двух модификаций нового внедорожника: военного 469 с колёсными редукторами и гражданского 469Б с обычными мостами. Государственные испытания автомобиль прошёл в 1964 году, в 1965 был рекомендован к серийному производству. Однако понадобилось ещё 7 лет, чтобы поставить автомобиль на конвейер. Перед Ульяновским автозаводом правительство поставило сложнейшую задачу: переход со старой модели ГАЗ-69 на новую УАЗ-469 должен был произойти в один день. 15 декабря 1972 года безостановочный переход совершился: за последним ГАЗ-69 по конвейеру плыл новенький УАЗ-469. Для того времени это была поистине революционная модель с нестандартными решениями: складывающийся брезентовый тент и откидывающееся на капот ветровое стекло делали машину легко маскируемой; двери кузова подходили и для машин с жёстким металлическим верхом, а их верхние половинки легко демонтировались. По-настоящему уникальной была проходимость ульяновского внедорожника. В августе 1974 года испытания на скороподъемность и способность работать на больших высотах УАЗ-469 прошёл на Эльбрусе. Перевал в 2000 метров автомобиль преодолел за 38 минут. Общая достигнутая высота ледника - 4000 метров. При этом внедорожники были совершенно стандартные, без лебёдок и противобуксовочных цепей. Все знают о подъёме на Эльбрус «Лендровера» в 1997 году, его два месяца тащили по снегу и льду на тросах и лебёдках двадцать альпинистов. На спуске джип сорвался и до сих пор лежит на вершине грудой искорёженного металла. Тем не менее, он вошёл в Книгу рекордов Гиннеса, а вот об экспедиции ульяновского джипа многие забыли. Как забыли и ещё об одной уникальной разработке заводских конструкторов на базе 469-й модели: автомобиле-амфибии УАЗ-3907-Ягуар. Опытные образцы были созданы по заказу министерства обороны СССР. Особенность «Ягуара» – два гребных винта, установленных перед задним мостом, благодаря им машина имеет на плаву отличную маневренность и достаточно большую скорость. А при движении по земле тактико-технические характеристики «Ягуара» практически не отличаются от базовой модели. В 1980 году два ходовых макета прошли испытания в высокогорья Памира, Астраханской области и на севере страны. По Волге от Ульяновска до Астрахани УАЗ-3907-Ягуар доплыл самостоятельно. В 1982 году «Ягуар» прошёл дополнительные испытания на военных полигонах. Машина получила положительную оценку военных специалистов, и в 1983 году министерство автомобильной промышленности СССР выдало разрешение на подготовку автомобиля к серийному производству. Однако в 90 году в связи с обвальным сокращением государственного оборонного заказа, который сократился на УАЗе до 7 процентов, он был снят с подготовки к производству. Всего за 40 лет с конвейера Ульяновского автозавода сошло около полутора миллионов 469-х «УАЗов». Пару лет назад ко Дню Победы УАЗ объявил о выпуске ограниченной серии легендарного автомобиля. 1000 внедорожников разошлись за несколько дней.   Марина Белова Фото: Департамент информации и общественных связей УАЗ