Яндекс.Метрика
Как в Ульяновске появился первый трамвай
16:0713 декабря 2012
Трамвай уже давно не удивляет, он стал привычной частью городского пейзажа. А когда-то на строительстве первого трамвайного маршрута в Ульяновске работал почти весь город, и пуск первого трамвая стал настоящим праздником. ?стория создания первого маршрута, депо, а также впечатления вагоновожатых, которые проехали первые метры на уникальном для 50-х годов транспорте, описаны в книге «Вехи пути». Ульяновск». Как всё начиналось Решение о строительстве трамвайной трассы первой очереди было принято 24 мая 1948 года на заседании исполкома Ульяновского городского совета депутатов трудящихся. Весной 1949 года на улицах города начались проектные и изыскательские работы. Первые результаты появились к концу года: 12 ноября в районе вокзала «Ульяновск-1» железнодорожники уложили 600 метров рельсов. В стройке участвовали не только специалисты: прокладка трамвайных путей была объявлена народной стройкой, и по выходным к подрядчикам подключались работники всех предприятий города. ?з воспоминаний Фёдора  Резника: «Тогда я работал мастером подъёмочного ремонта локомотивного депо. ? вот говорят: «Завтра, в субботу, - рабочий день на строительстве трамвайных линий. Вашему цеху поручается выкопать ямы под опоры контактной сети от Южного рынка до Карсунской». Располагались они через каждые 50 метров. Бура не было, копали вручную отверстия в земле глубиной два метра, шириной один метр». Летом 1950 года на улице Ленина возвели кирпичное здание для тяговой подстанции. В 1951 году трамвайные пути проложили по улице Кирова до бензозаправочной станции, в течение всего года круглосуточно возводили дамбу на реке Свияге. В 1952 году замостили камнем полотно и проезжую часть улиц. Трамвайные пути уложили  по улицам Ленина, Советской и Радищева. В северной части города построили трамвайное депо, вагоноремонтные мастерские, котельную и центральный склад. В сентябре 1953 года по местному радио объявили набор на курсы вагоновожатых. Группа молодых ульяновцев отправилась на учёбу в Горький (Нижний Новгород). А 6 ноября в Ульяновск прибыли две первые пары трамвайных пассажирских вагонов из Усть-Катава, с автоматически закрывающими  дверями – редкость и гордость того времени. Но они были громоздкими и требовали больших физических усилий в управлении. Регулярное пассажирское движение по трассе первой очереди (от железнодорожного вокзала до северной окраины города) должно было начаться к 36-й годовщине Октябрьской социалистической революции. ? вот 5 января 1954 года года первый ульяновский трамвай запущен.  ?з воспоминаний одной из первых вагоновожатых города Риммы Разумовской: «В ночь с четвёртого на пятое января 1954 года трамвайное депо Ульяновска готовилось к пуску первых трамваев. Зима выдалась снежная и морозная. Столбик термометра опускался до сорока градусов, сугробы доходили до вторых этажей домов. Три новеньких трамвая поручили вывести на линию тем, кто окончил курсы с отличием. А утром вывести на линию вагоны не смогли: они замёрзли. С большим трудом удалось разогреть мою «троечку», и только моторный вагон. Первый маршрут соединил Северное депо с железнодорожным вокзалом. Семь километров пути. Графиком отводился на него час времени. ?ду, как в туннеле. Снег! ?здали можно было видеть только трамвайную дугу. Страшно было. ? помню горожан, стоявших по обочинам пути. Многие видели трамвай первый раз в жизни. Всё-таки это был праздник - люди радовались!» Трамвай пустили, но недоделок осталось много. В единственном депо не хватало станков для ремонта, на территории не успели проложить пути для отстоя трамваев, отсутствовало тепло и водоснабжение. Одновременно шла прокладка следующих маршрутов. В течение всего 1954 года велись работы по укладке и мощению путей на улице Минаева, на участке Дамба - Кирпичный завод в Засвияжье. Коллектив Ульяновского трамвайного депо в то время состоял в основном из молодёжи, а сам этот вид транспорта быстро завоевал у населения большое признание.       Ольга Турковская Фото: http://уэт73.рф