Яндекс.Метрика
Николай Гастелло – огненный пилот
11:3828 ноября 2016

26 июля 1941 года командиру эскадрильи 42-й дальнебомбардировочной авиадивизии капитану Николаю Францевичу Гастелло было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Он стал первым в истории Великой Отечественной войны лётчиком, совершившим на крылатой машине наземный таран.

В свои 33 года ему было дано успеть многое. В 1932 году его по специальному набору призвали в армию, с которой он больше не расставался. Выпускник Луганской военной авиашколы. Участник боевых действий на Халхин-Голе и финской войне. С началом Великой Отечественной войны свой первый боевой вылет совершил уже в 5 часов утра 22 июня. Никто тогда и предполагать не мог, что через несколько дней взрыв бомбардировщика унесёт его в бессмертие…

26 июня из дивизии пришёл приказ двумя парами самолётов приступить к бомбардировке немецких мотопехотных частей, которые прорвались в район Молодечно – Радошковичи на маршруте «Смоленск – Борисов – Минск». К тому времени в полку сложилось крайне тяжёлое положение с машинами, которых оставалось всего несколько единиц. Было принято решение использовать дальние бомбардировщики в качестве ближних, то есть, без сопровождения истребителей. Что само по себе уже было смертельным риском. Но иного выхода не оставалось.

На задание вышли во второй половине дня. В паре с Гастелло шли его заместитель старший лейтенант Фёдор Воробьёв и штурман Анатолий Рыбас. Именно они стали свидетелями разыгравшейся на их глазах драмы. Машины шли низко, на высоте около 400 метров. Видимость была отличная и скопление вражеской техники на пути к Минску обнаружили быстро. На головы фашистов посыпались бомбы и пули. В пылу атаки все словно забыли, что самолёты идут на предельно малой высоте. Придя в себя, фашисты открыли огонь из крупнокалиберных пулемётов и зениток. Вражеский снаряд пробил бензобак. Вспыхнул левый мотор. Огонь тут же перебросился на крылья и стал подбираться к кабине. Сбить пламя не удавалось. Машина запылала как факел. Единственным выходом оставалось выброситься с парашютом. Но внизу были фашисты. И тогда капитан Гастелло направил самолёт на вражескую колонну...

Помимо командира, в кабине бомбардировщика были штурман лейтенант Анатолий Бурденюк, второй стрелок лейтенант Григорий Скоробогатый и стрелок-радист старший сержант Алексей Калинин. Остаётся только гадать, что успел им сказать Николай Гастелло. Но свидетели видели, как пылающая машина развернулась, резко снизилась и стремительно пошла на колонну. Пулемёты расстреливали фашистов до последнего мгновения. Бомбардировщик врезался в группу танков и топливозаправщиков. Раздались взрывы, в воздух взлетели цистерны с горючим и немецкая техника... После ухода гитлеровских частей местные жители собрали останки членов экипажа, чтобы похоронить в братской могиле. Впоследствии на этом месте возвели обелиск. 

Николай Гастелло, как уже сказано, был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. О погибших вместе с ним членах экипажа словно забыли. Лишь многие годы спустя подвиг Григория Скоробогатого и Анатолия Бурденюка отметили орденом Красного Знамени. В 1958 году Алексей Калинин был награждён орденом Отечественной войны I степени.

Ошибочным было бы считать, что Николай Гастелло стал первым в списке героев наземного тарана.  В боевых действиях на Халхин-Голе батальонный комиссар 150-го бомбардировочного полка М.Ююкин направил горящий самолёт на склад боеприпасов. Следует отметить, что он в своё время был у Николая Гастелло инструктором и наставником. В 1940 году удостоены звания Героя Советского Союза военные лётчики К.Орлов, И.Борисов, А.Марков, которые на финской войне протаранили наземные цели.

Подвиги имели своё продолжение.  Через несколько часов после начала Великой Отечественной войны командир звена 62-го авиационного полка П.Чиркин таранил на пылающей машине скопление немецких танков. 24 июня такой же подвиг совершил капитан Г.Храпай, 25 июня – пилот А.Авдеев и штурман П.Стреленко. На следующий день после тарана Гастелло возле польского города Грубещув лётчик Д.Тарасов направил свою пылающую машину с экипажем в 3 человек в самый центр немецкой мотоколонны. В этот же день на белорусской территории разметал колонну гитлеровских танков бомбардировщик лётчика И.Пресайзена, 4 июля под Псковом – капитана А.Михайлова. 28 августа направил свою погибающую машину на днепровскую переправу младший лейтенант И.Вдовенко. 

Скажем больше. Подвиг Николая Гастелло повторили 4 женщины. Три из них – Любовь Ольховская, Лидия Егорова и Александра Полякова посмертно награждены орденом Красной Звезды. А Екатерина Зеленко, которая протаранила фашистский самолёт-разведчик, была удостоена звания Героя Советского Союза. Тараны совершались не только на родной земле, но и на освобождаемых от фашистов территориях. Последним, пожалуй, стал старший лейтенант А.Романов, который 8 апреля 1945 года протаранил немецкий эсминец в польском порту Халь.

Всего за годы войны советские лётчики совершили 600 воздушных и 506 наземных таранов. В это трудно поверить, но после наземных таранов 16 пилотов остались живы и 9 из них после госпиталя вернулись в боевой строй. Из всех огненных пилотов лишь 70 лётчиков удостоены звания Героя Советского Союза, 6 – награждены орденом Ленина, 50 – орденом Красного Знамени, 40 – орденом Отечественной войны и орденом Красной Звезды.

Что касается Николая Гастелло, его имя покрыто всенародной славой. Он навечно зачислен в списки авиационного полка. Ему повсеместно установлены памятники. Имя героя носят фабрики и заводы, населённые пункты и улицы, шахта и корабль.      

 

Виктор Никитин